Биография и творчество Александра Адабашьяна

Александр Адабашьян появился на свет в столице СССР 10 августа 1945 года. Его отец возглавлял управление в Министерстве строительства. Мать работала преподавателем немецкого языка. Будущий актер и режиссер вырос в армянской семье, но воспитывался исключительно в русской культуре. Армянским языком Александр не владеет.

В 1969 году Адабашьян стал студентом Строгановского училища, где закончил отделение художественной обработки металлов. В 1970 году в период летней практики работал декоратором у своего друга Никиты Михалкова, который снимал фильм, ставший дипломной работой.

Впоследствии Александр принял участие в съемках короткометражного фильма Сергея Никоненко «Петрухина фамилия». Здесь он выполнял функции художника-постановщика.

Творческий союз с Михалковым нашел свое продолжение в работе над фильмами «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви». В нескольких фильмах Михалкова Адабашьян выступил в роли сценариста. Среди них – «Несколько дней из жизни Обломова», «Пять вечеров», «Очи черные».

Александр Адабашьян сыграл несколько десятков эпизодических ролей. Зрители запомнили яркие образы дворецкого Бэрримора в знаменитой «Собаке Баскервилей», Берлиоза в экранизации романа «Мастер и Маргарита».

В качестве режиссера Адабашьян дебютировал в 1990 году, сняв фильм «Мадо, до востребования». Эта лента получила главный приз на Каннском фестивале в особой программе «Перспективы французского кино».

В 2002 году Александр Артёмович создал экранизацию романа Бориса Акунина «Азазель». Однако на заключительной стадии съемочного процесса режиссер не смог защитить первоначальную концепцию картины, после чего снял свое имя из титров.

Творчество Адабашьяна не ограничивается кинематографом. В 1997 году его усилиями в Мариинском театре поставлена опера «Борис Годунов». Он не раз с успехом участвовал в передаче «Слава Богу, ты пришел!».

Адабашьян занимался также дизайном интерьеров. Он оформил рестораны «Грибоедов», «Обломов», «Антонио».

Александр Адабашьян о себе

Александр Артёмович признается, что режиссером себя не считает. По своему призванию он – художник. Но и здесь особым талантом он себя не признает. Адабашьян полагает, что ему присущи средние способности. Во многом заниматься творчеством на высоком уровне Александру помогли встречи с подлинными мастерами своего дела.

О своей политической позиции Адабашьян заявил, подписав в марте 2014 года обращение ряда авторитетных деятелей культуры России в поддержку политики Владимира Путина в Крыму и на Украине.

Александр Артёмович был дважды женат. Первой его супругой стала Марина Лебешева. Вторая жена кинодеятеля – Екатерина Шадрина. Дочь Адабашьяна, Александра, окончила филологический факультет. У Адабашьяна есть внучка Катя.