Детство и юность
Леонид появился на свет в 1872 году в Ярославле. В семье купца Виталия Васильевича Собинова царил патриархальный уклад. Никто из детей не получал музыкального образования, но Леня вместе со старшим братом Сергеем на собственные деньги купили гитару и потихоньку осваивали ее. Увлечение мальчиков поддержала мать. Она душевно пела народные песни и пробовала этому научить ребят.
В девять лет мальчик стал гимназистом, а окончил учебу с серебряной медалью. Первое выступление произошло на благотворительном вечере учебного заведения и сразу получило успех. Юный исполнитель отрывка из оперы «Волжские разбойники» на сцене оказался случайно – подменил заболевшего товарища. Тогда Леонид не думал о карьере певца и поступил в Московский университет на факультет юриспруденции. Получив диплом, приступил к адвокатской практике помощником известного специалиста Плевако. За два года начинающий юрист провел около 70 гражданских дел, большинство которых оказались успешными.
Первый тенор России
Музыка не оставляла Собинова все это время. Еще в студенчестве он пел в университетском хоре, посещал певческий кружок и параллельно начал обучение в Музыкально-драматическом училище. Преподаватель Петр Шостаковский разглядел в юноше талант и предложил бесплатно получить второе образование. Леня так рьяно взялся за учебу что, сдав экзамены за первый курс, был сразу зачислен на третий. Ему смело доверяли ведущие оперные партии в студенческих спектаклях. Результатом пятилетних занятий вокалом стало выступление в итальянской опере. На экзамене выпускник получил высшую оценку, в числе экзаменаторов находился дирижер Большого театра.
В 1897 году Собинова приняли солистом в главный столичный храм искусства. Для дебюта он выбрал партию князя Синодала в опере Рубинштейна «Демон». Затем последовала роль в «Князе Игоре» Бородина. Через два года вокалист сделал окончательный профессиональный выбор. Он завершил деятельность адвоката, и все силы отдал служению сцене. В шутку артист говорил, что он «лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов». В 1989 году Леонид вышел к зрителям в образе Ленского, героя оперы Чайковского «Евгений Онегин». Его необычную манеру много критиковали, но спустя время признали классикой исполнения этого произведения. Отличительной особенностью певца Собинова была необычайно кропотливая работа по созданию каждой роли. Он изучал литературу, которая давала представление о времени действия, тщательно анализировал характеры героев, вживался в образ. Такое «копание» давало максимальный результат, образы получались естественными и достоверными.
За последующие несколько лет уже зрелый мастер сцены посетил с гастролями все ведущие европейские театры, блистал на лучших сценах Милана, Лондона, Берлина, Парижа. Особенно запомнились испанские гастроли 1908 года. Зрители рукоплескали исполнителю арий из «Мефистофеля» и «Манон Леско». Новое звучание приобрела ведущая партия в произведении Глюка «Орфей и Эвридика», до этого ее никогда не исполнял тенор. Мелодичные слова скорби, повествующие о гибели любимой девушки, затронули сердце каждого зрителя. Мастерство Леонида Витальевича достигло того высокого художественного уровня, когда он стал образцом исполнения для начинающих вокалистов.
В 1910-м Собинов попробовал себя как режиссер. Его первой работой была опера Джакомо «Богема». Следующим произведением планировалась «Тоска» Пуччини, но администрация не разрешила постановку, увидев в ней революционный подтекст.
Патриот своей Родины
Леонида Витальевича отличали доброе сердце и безгранично щедрая душа. Он считал своим долгом помогать студентам и начинающим талантам, дарил необходимые подарки нуждающимся организациям и обществам. В Первую мировую поручик Собинов много выступал, а все собранные средства от концертов, а это более 200 тысяч рублей, отправлял на помощь раненым и благотворительность.
Артист не единожды отказался от эмиграции. Настоящий патриот, он верил в российское искусство и готов был служить ему. Вначале занимал должность комиссара театра Моссовета. Сразу после революции возглавил Большой театр, этот пост был для него особенно приятным и значимым. Осенью 1920-го Советская власть направила его в Крым руководить направлением культуры отдела народного образования в Севастополе. Собинов всячески поддерживал развитие театрального искусства, его считают одним из основателей Севастопольского драмтеатра. Мечта открыть в городе консерваторию так и осталась неосуществленной.
Личная жизнь
В биографии артиста было две семьи. Первой женой Собинова стала Мария Коржавина. Она была выпускницей того же училища. В браке появилось двое сыновей. Старший Борис вырос знаменитым пианистом, младший Юрий погиб на фронте Гражданской войны. Второй семейный союз состоялся с Ниной Мухиной, сестрой известного скульптора. Их единственным совместным ребенком стала дочь Светлана, впоследствии носившая фамилию мужа литератора Льва Кассиля. Внучка Ирина Собинова-Кассиль выбрала для себя профессию режиссера-мультипликатора.
Камерные вокальный выступления артист продолжал до 60 лет. Даже в столь преклонном возрасте, выходя на сцену, он оставался ярким певцом и талантливым драматическим актером, излучал невероятное обаяние. Напряженный график и многочисленные гастроли отразились на его здоровье. При посещении Риги в октябре 1934 года сердце великого тенора остановилось, приступ случился в гостиничном номере. Траурным поездом тело доставили в столицу и упокоили на Новодевичьем кладбище.
Вклад Леонида Собинова в оперное искусство стал новой ступенькой в развитии мировой культуры. Творчество великого артиста продолжили Федор Шаляпин и Сергей Лемешев.