Феллини в детстве и молодости
Федерико Феллини родился в 1920 году в курортном городке Римини в небогатой семье коммивояжера. В семь лет Федерико стал учеником школы при монастыре. А когда ему исполнилось семнадцать, он уехал во Флоренцию и устроился здесь на работу карикатуристом в издательство «Фебо». Его заработок был скромным, но вполне позволял обходиться без помощи отца и матери.
Через год Феллини перебрался в Рим, где продолжил рисовать смешные карикатуры для газет — многим читателям они нравились. А еще в Риме Феллини поступил на юрфак Национального университета. Но он не слишком-то сильно хотел быть юристом, главная цель была иной — получить отсрочку от армейской службы.
Феллини в годы войны
В годы Второй мировой Феллини проявил себя как сценарист для радиопостановок. В 1943 году на одном итальянском радио можно было услышать смешные передачи о вымышленной парочке возлюбленных — Чико и Полине. Сценарии к этим передачам создавал как раз Феллини. Однажды ему предложили снять эти истории на кинопленку, и он согласился. Одной из актрис, привлеченных для этого проекта, была прекрасная Джульетта Мазина. Будущему кинорежиссеру эта девушка безумно понравилась, и уже 30 октября 1943 года они оформили свои отношения.
В марте 1945 года в семействе Феллини родился сын, его решено было назвать, как и отца — Федерико. Увы, младенец был очень слаб здоровьем и умер через несколько недель после рождения. Других детей у пары не было. Но это совершенно не помешало им прожить вместе пятьдесят лет. То есть Джульетта была единственной женой режиссера, и он, безусловно, считал ее своей музой.
Большое значение для карьеры Феллини имело знакомство с итальянским режиссером Роберто Росселини (это знакомство тоже произошло в годы войны). Феллини создал сценарий для его ленты «Рим — открытый город». Лента вышла на экраны в 1945 году и моментально сделала знаменитыми его создателей. Работу Феллини оценили очень высоко, он даже получил номинацию на «Оскар». Сегодня кинолента «Рим — открытый город» считается ярким образцом итальянского неореализма.
Первые фильмы
В 1950 году Феллини впервые был отмечен в титрах как режиссер. Картина «Огни варьете», снятая вместе с Альберто Латтуада, удостоилась, в основном, положительных отзывов от критиков.
Затем Феллини поставил фильмы «Белый шейх» (вышел в прокат в 1952-м) и «Маменькины сынки» (1953). Они в определенной степени придерживаются неореалистической традиции, но при этом в них можно найти несвойственные данному направлению черты, допустим, отход от линейной структуры повествования, зацикленность на отдельных интересных деталях.
Настоящим хитом стала следующая картина Феллини под названием «Дорога» (1954). Она принесла и ему, и его супруге Джульетте Мазине, исполнившей здесь главную роль, известность на весь мир и заветные статуэтки «Оскара».
Творчество Феллини с 1955 по 1990 год
В 1955 году Феллини снял фильм «Мошенничество», в 1957-м — «Ночи Кабирии» , а в 1960-м — легендарную «Сладкую жизнь» (La Dolce Vita). Многие справедливо считают эту кинокартину вершиной творчества режиссера. Здесь ему удалось показать жизнь как некое чудо, полное приятных мгновений, которые хочется смаковать как пьянящий сладкий напиток. Хотя поначалу в Италии фильм подвергся резкой критике, в частности, за откровенную сцену стриптиза. Интересно и то, что в «Сладкой жизни» есть герой, фамилия которого стала нарицательной — речь идет о фотографе Папараццо.
Следующий киношедевр Феллини назывался «Восемь с половиной». Он вышел в прокат в 1963 году и стал поистине новаторским. В этой ленте итальянский режиссер пошел на достаточно смелые для своего времени эксперименты с монтажом. Говоря иначе, Феллини был одним из первых, кто воспользовался техникой потока сознания в кинематографе.
Начиная с фильма «Джульетта и духи» (1965), Феллини снимает исключительно в цвете. В начале семидесятых итальянский режиссер пытается переосмыслить свои воспоминания о детстве и юношестве в трех картинах: полудокументальной комедии «Клоуны», которую не оценил массовый зритель, а также в фильмах «Рим» (1972) и «Амаркорд» (1973). «Амаркорд» — это, пожалуй, самая политизированная работа мэтра. В этом фильме реалии фашистской Италии тридцатых годов показаны через переживания главного героя — пятнадцатилетнего подростка по имени Титта.
В восьмидесятых режиссер снял такие ленты, как «И корабль плывет...», «Город женщин», «Джинджер и Фред», «Интервью». В данных фильмах повторяются мотивы, которые Феллини так или иначе уже затрагивал ранее. Но ни один из них не достиг успеха, сопоставимого, допустим, с успехом La Dolce Vita. Кроме того, в это десятилетие режиссера много критикуют за самоцитирование и отрыв от реальности.
Последнюю свою кинокартину «Голоса Луны» Феллини снял в 1990 году. Здесь режиссер показал зрителям мир глазами доброго сумасшедшего, только что выписавшегося из психлечебницы.
Смерть великого режиссера
В марте 1993 года режиссеру вручили почетный пятый «Оскар» за весомый вклад в кинематограф. Осенью этого же года Джульетта и Федерико планировали отметить в кругу самых близких людей золотую свадьбу. Однако 15 октября 73-летний Феллини попал в больницу с инсультом. И уже 31 октября его не стало.
В день прощания итальянцев с выдающимся режиссером, автомобильное движение в Риме специально было приостановлено. Траурный черный кортеж проезжал по улицам столицы под аплодисменты. Похоронен мэтр был в городке, где он когда-то появился на свет— в Римини.