Биография

Родился будущий музыкант в небольшом городке Российской Империи Ораниенбауме (ныне Ломоносов) в июне 1882 года в семье оперного певца и пианистки. Близкими друзьями родителей были знаменитые творческие люди: Римский-Корсаков, Достоевский, Кюи. В доме Стравинских собирался весь цвет культурной столицы России - Санкт-Петербурга.

Разумеется, атмосфера бесконечного творческого музицирования, импровизации, чтений, дискуссий и философских бесед, в которой вырос будущий гений, оставила свой серьезный след в душе Игоря. Однако родители настояли, чтобы он отправился в юридический университет.

Игорь учился «спустя рукава» и все усилия прилагал к занятиям музыкой с Римским-Корсаковым, который давал ему основы оркестровки, тогда же были написаны несколько небольших произведений.


Музыкальная карьера

Сюиту «Фавн и пастушка» услышал известный тогда в творческих кругах импресарио Сергей Дягилев, сразу же предложивший юному композитору попытаться написать балет для своего театра и принять участие в своих парижских «Русских сезонах». Дягилев мечтал о чем-то новом, авангардном, свежем для своего нового балета «Жар-птица», и Стравинский полностью оправдал его надежды.

В результате за три года группа Дягилева поставила три балета, созданных Игорем Федоровичем Стравинским. Эти постановки принесли ему мировую известность, а последняя, «Весна священная», вызвала небывалый ажиотаж после премьеры, на которой разразился грандиозный скандал из-за «варварской музыки».

В 1911-м Стравинский знакомится с великим реформатором классической музыки, Эриком Сати, повлиявшем на дальнейшее творчество российского композитора. Накануне Первой мировой Игорь Федорович вместе с семьей уезжает в Шевейцарию, откуда ему уже не суждено вернуться в Россию. Из-за революции Стравинские остаются в Европе, переехав в Париж. В 1915-м дебютировал как дирижер, а в 1920-м – как пианист, исполняя свои произведения.

Следующие 20 лет творчества гения становятся для мирового музыкального сообщества настоящим потрясением – он смело экспериментирует с различными стилями, смешивая античность с барокко, классицизм с этническими зарисовками, а в 1934 году становится гражданином Франции и издает автобиографическую книгу «Хроники моей жизни».

Личная жизнь и смерть.

Женился гениальный композитор в 1906 году на своей кузине Екатерине Носенко. В семье родилось четверо детей, дочь Людмила (будущая жена поэта Мандельштама), сыновья Федор, ставший художником, и Святослав, выбравший для себя путь отца – карьеру композитора. В Швейцарии родилась дочь Милена. А в 1938-39-х годах Игорь потерял сразу трех близких людей: мать, жену и дочь Людмилу.


С началом Второй мировой он впадает в глубочайшую депрессию, из которой ему помогла выбраться Вера Судейкина, бывшая его любовницей и до смерти жены. Игорь переезжает в США, в 1040-м регистрирует брак с Верой и до самой смерти композитора они вместе. В 1971-м году «разрушителя музыкальных стереотипов» не стало из-за сердечной болезни. Вера пережила его на 11 лет и похоронена рядом на небольшом кладбище Венеции.