Детство и юность
В 1928-м, 12 декабря, Чингиз появился на свет в маленьком киргизском селении Шекер, став самым младшим, четвертым ребенком в семье крестьянского активиста Торекула. Отец, воодушевленный коммунистическими идеями, отдавал все силы служению новому порядку, был переведен в Москву, получал образование и делал партийную карьеру.
Мать, Нагима, была актрисой, но оставила все и пошла вслед за мужем, стала участвовать в его партийных делах. Она была очень образованной женщиной, знала несколько языков, имела несколько профессий. Именно она спасла детей, когда наступил страшный 37-й.
Волнения и многочисленные аресты вынудили Торекула Айтматова отправить своих близких в Киргизию, в родное село. Он понимал, что там, возможно, жену и детей не разлучат и не отправят по лагерям. Нагима не хотела оставлять свою любовь, но ради детей уехала. Отца вскоре арестовали и расстреляли.
Дома, в Киргизии, поначалу все боялись связываться с женой «предателя», но мир не без добрых людей и Нагима добилась своего – нашла работу, жилье и устроила детей в школу в соседней с Шекером Кировке. К ее удивлению, никто не относился к ним, как к «прокаженным», напротив, люди относились с сочувствием и поддержкой, и особенно сильно это проявлялось в отношении учителей к детям Торекула.
Когда началась война, все мужчины старше 16-ти лет ушли на фронт. Нагима стала бухгалтером местного колхоза, а 14-летний Чингиз – секретарем местного совета. Мальчишке пришлось взвалить на плечи обязанности взрослого, ответственного мужчины, при этом продолжая учиться в школе. Рядом с ним трудились такие же подростки, ставшие потом героями книг: Алиман, Толгонай...
Чингиз Торекулович Айтматов любил родные края и хотел отдавать им все свои силы – земле, людям. Как и его отец, жаждал заняться крестьянским трудом. После 8-го класса уехал учиться в Джамбул, где с отличием окончил зоотехникум, а затем поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе. Закончив высшее образование в 1953-м, работал ветеринаром, печатая свои рассказы о родной земле в местных изданиях.
Писательская карьера
К 1956-му году Чингиз понял, что хочет посвятить себя литературе и отправился учиться на столичные Высшие литературные курсы, а уже через год его повесть «Джамиля» переведена на французский. Работал корреспондентом «Правды» и некоторых журналов. В 1965 году снят первый фильм по книге Айтматова «Первый учитель». «Белый пароход», повесть 70-го года, становится одним из самых знаменитых во всем мире произведений.
Сплетение глубокой человеческой драмы, философии, мифологии и яркого киргизского колорита в произведениях Чингиза Айтматова стало новшеством в литературе и покорило сердца многих читателей всей планеты. Он говорил о развитии цивилизации, в котором главным мерилом должны стать не деньги, а простая искренняя человечность и осознание хрупкости и красоты окружающего мира.
Первую свою высокую награду Чингиз получил в 1963 году (Ленинскую премию), и дальше не проходило и года без какого-то нового звания, медали, приза и почетных наград, каждая новая книга переводилась на множество языков, писатель становится известным во всей Европе, в США и на Востоке.
С девяностого года Айтматов стал послом России сначала в Люксембурге, а затем во всех государствах Бенилюкса, а также представителем РФ в ЮНЕСКО и НАТО. Создал международный благотворительный фонд, которым руководил до конца жизни. Биографию и литературу Айтматова изучают во многих европейских школах. Но он остается простым человеком, больше всего ценящим жизнь, природу и простых людей.
Личная жизнь и смерть
Великий писатель был женат два раза. В первой браке с Керез Шамбашиевой, заслуженным врачом Киргизии, родились два сына, Аскар и Санджар. Второй женой была Мария Урматовна, родившая легендарному Чингизу сына и дочь. При жизни Айтматов увидел троих внуков.
В мае 2008 года Чингиз попал в Казанскую больницу, откуда его срочно перевезли в крупный медцентр Нюрнберга. Турция выдвинула писателя, как кандидата на присуждение Нобелевской премии, но, к сожалению, в этом году, 10 июня Айтматов ушел из жизни, несколько месяцев не дожив до 80-летия. Но его книги продолжают жить, став классикой мировой литературы.