Детство и семья
Леонидас Франк Чейни родился первого апреля 1883 года в городе Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, США.Его отец Фрэнк Х. Чейн имел английскую и францускую родословную, а мать Эмма Алисия Кеннеди имела шотландские, английские и ирландские корни. Также его родители были глухонемыми, поэтому мальчик с самого детства научился общаться с помощью языка жестов и мимики. Также подрабатывал в оперном театре рабочим сцецы,декоратором и реквизитором, редко получал роль в массовке. В 17 лет стал играть в различных театрах, большей частью в бродячих варьете. В 1902 году он начал подрабатывать в театре Водевиль и путешествовать вместе с актерами.
Первый роман и уход с театра
Первую свою любовь он нашёл в 22 года с певицей Клевой Крейтон, и вскоре поженились. Спустя год родился их единственный ребёнок, сын Крейтон Тулл Чейни (позже известный как Лон Чейни младший), который пойдет по стопам отца. Чейни продолжал гастролировать. В 1910 году семья Чейни поселилась в Калифорнии. Но спустя 8 лет совместной жизни отношения между Лоном и Клевой начали ухудшаться и их брак окончательно распался. После чего бывшая супруга попыталась покончить с жизнью, выпив дихлорид ртути. Она осталась жива, но петь больше не смогла. Это вызвало большой резонанс в обществе, и после такого скандального случая Лону Чейни пришлось уйти с театральной сцены и после начал работу в кино. Доподлинно неизвестен промежуток времени между 1912 и 1917 годами, но известно, что Чейни начал делать грим для студии Universal, где сильно выделялся даже в условиях сильной конкуренции. После он начал сниматься в короткометражных комедиях и познакомился с режиссёрами, мужем с женой Джо Де Грасс и Идой Май Парк, которые дали ему существенные роли в своих картинах и побудили его сыграть жутких персонажей. Впоследствии Лон писал сценарии и режиссировал некоторые фильмы, в которых снимался. Чейни женился на одной из своих бывших коллег по постановке «Колб и Дилл» Хейзел Гастингс. После женитьбы пара получила опеку над 10-летним сыном Чейни Крейтоном, который жил в разных детдомах и школах-интернатах после развода Чани с Клевой в 1913 году.
Карьера
Он играл самые разнообразные роли, однако лучше всего ему удавались образы людей несчастных, одиноких, отверженных, часто озлобленных и изуродованных. Его способности к перевоплощению и умение работать с гримом были невероятны (он даже написал статью о гриме для одного из изданий Британской Энциклопедии), что, в итоге, и стало одним из источников его громкого успеха.
Актеру были особенно интересны роли не только калек, но и чудовищ. В фильме «Сделка вслепую» он сыграл роли и профессора-экспериментатора, и созданного им получеловека-полуобезьяны. В «Соборе Парижской Богоматери» сыграл роль Квазимодо и стал безусловно главной причиной грандиозного успеха этой дорогой и впечатляющей постановки. Для этой роли Чейни соорудил себе искусственный горб весом более 20 килограммов; остальные накладки и приспособления добавили к его весу ещё 15 килограммов. Даже с таким тяжелым весом он с невероятной ловкостью перемещался по огромной декорации, изображавшей знаменитый фасад Собора Нотр-Дам.
Но самый большой успех сопутствовал фильму «Призрак Оперы», в котором Чейни сыграл роль Эрика, как обычно, сам разработав для себя уникальный грим, небывалый по сложности и, по свидетельствам очевидцев, чрезвычайно болезненный (например, вставленные в ноздри металлические скобы вызывали у актёра постоянное кровотечение).
Чейни сам разработал уникальный грим, небывалый по сложности и, по свидетельствам очевидцев, чрезвычайно болезненный, например, вставленные в ноздри металлические скобы вызывали у актёра постоянное кровотечение. Тем не менее, его образы стремились вызвать у зрителей сочувствие к персонажам, а не ужас или отторжение из за неприятной внешности. Так же Лону Чейни были интересны роли не только калек, но и чудовищ
Таланты Чейни вышли за рамки жанра ужасов и сценического грима. Он также был высококвалифицированным танцором, певцом и комиком. Рэй Брэдбери однажды сказал о Чейни: «Он был тем, кто влиял на нашу психику. Он каким-то образом проник в темные уголки нашей души, он смог уловить наши тайные страхи и показать их на экране. История Лона Чейни это история безответной любви. Он открыто говорит о том, чего вы боитесь, что вас не любят, вы боитесь, что вас никогда не будут любить, вы боитесь, что есть какая-то часть вас, гротескная, от которой отвернется весь мир».
Чейни со своей второй женой Хейзел вели не публичную частную жизнь. Чейни принимал очень маленькое участие в рекламных компаниях к своим фильмам для Metro-Goldwyn-Mayer, целенаправленно поощряя таинственный образ, и он, как сообщается, намеренно избегал социальной сцены в Голливуде.
В последние пять лет своей карьеры в кино (1925-1930), Чейни работал исключительно по контракту с Metro-Goldwyn-Mayer, воплощая на экране одни из своих лучших образов. Его роль в фильме «Скажите это морякам (англ.)русск.» (1926), по словам самого Чейни одном из его любимых фильмов, где он играл моряка, сержанта О'Хара, принесла Лону большую любовь Корпуса морской пехоты США и сделала его их первым почетным членом из киноиндустрии. Он также заслужил уважение и восхищение многочисленных начинающих актеров, которым он предлагал наставничество, и в перерывах на съемочной площадке он всегда хотел поделиться своими профессиональными наблюдениями с актерским составом и командой.
С началом эры звукового кино Чейни, в отличие от многих звезд эпохи немого кино, с энтузиазмом принялся разрабатывать новые возможности. Он сделал озвученную версию «Призрака Оперы» (был сделан новый монтаж со специально доснятыми эпизодами). Лон Чейни часто работал с режиссёром Тодом Броунингом, которого связывала с ним схожесть биографии — Броунинг долго жил в юности среди бродячих циркачей. После совместной работы в фильме «Лондон после полуночи», где была задействована тема вампиризма, они собирались совместно поставить экранизацию «Дракулы» Брэма Стокера. Этот проект был осуществлен Броунингом уже после смерти Чейни — фильм «Дракула» вышел в 1931 году. Чейни также разработал «спецэффект» «человек-курица», который Броунинг использовал в фильме «Уродцы».
Смерть
В 47 лет у актера был обнаружен рак гортани. Судьба словно наказывала его за то, что, будучи актером немого кино, он вдруг заговорил на экране.Выдающийся актер ушел из жизни 26 августа 1930 года в Лос-Анджелесе, его тело похоронили на кладбище Форест-Лаун. Но память о творчестве великого и неповторимого актера не угасает в обществе до наших дней. В 1957 году был снят фильм«Человек с тысячей лиц» основанный на фактах из жизни актера, где роль Чейни исполнил Джеймс Кэгни. А в 1994 году на "Аллее славы" в Голливуде появилась звезда Лона Чейни.
Наследие
В 1957 году на экраны вышел биографический фильм о Лоне Чейни «Человек с тысячей лиц»; роль Чейни в нём исполнил Джеймс Кэгни.Сын Лона Чейни Крейтон, позже стал сниматься в кино взяв псевдоним Лон Чейни младший, в некоторых фильмах его указывали как Лона Чейни, прославился ролью оборотня в классическом фильме Universal «Человек-волк» 1941 года.В 1991 году была выпущена серия марок из 10 штук, посвященная актерам немого кино, чьи портреты нарисовал иллюстратор карикатурист Эль Гиршфельд. В октябре 1997 года в США были выпущены памятные почтовые марки с персонажами классических фильмов ужасов, где среди прочих были оцец и сын Чейни в образах Призрака оперы и Человека-волка соответственно. Музыкант Уоррен Зивон в своей песне «Werewolves of London» упоминает отца и сынка Чейни.В 2000 году вышел документальный фильм о Лоне Чейни, под названием «Лон Чейни: Тысячеликий». Текст в фильме читает Кеннет Брана, а продюсером выступил историк немого кино Кевин Браунлоу.В 1994 году на Голливудской «Аллее славы» была установлена звезда Лона Чейни (7046 Hollywood Blvd.)