Настоящее имя Мондриана – Питер Корнелис, он родился в 1872 году в Амерсфорте. Своему ремеслу Питер учился в амстердамской Академии художеств, молодой художник показывал там неплохие успехи. Вначале он был сильно подвержен влиянию голландской школы, и его первые работы написаны в традициях голландцев.
От кубизма к модернизму
В 1911 году Мондриан знакомится с кубистами, и понимает, что их творчество ему гораздо ближе. И вскоре молодой художник отходит от работ с сюжетом, атмосферой и пространственной глубиной и сознательно ограничивает выразительные средства своих картин.
В 1912-1916 годах он использует свою знаменитую сетку, на основе которой строит композиции. В это время он предпочитает рыжевато – коричневую палитру, а также серые оттенки.
В 1917 в Париже Мондриан и его друзья основали журнал "Де Стиль" авангардистского направления и кружок с таким же названием. Свое направление в живописи они назвали неопластицизмом. Это означало, что художник сокращает выразительные средства до минимума, использует лишь белый, серый, черный, а также основные цвета спектра в их наиболее сильных тонах.
В 1919 году Мондриан был активным членом кружка "Де Стиль", в котором состояли также Ауд, Ритвелд, Тео ван Дусбург, Ван Эстерен. Эти адепты модернизма были близки ему по стилю, поэтому оказали на него каждый какое-то свое влияние во время перехода к геометрическим формам, когда он постепенно уходил от кубизма и переходил к цветным прямоугольникам – красным, желтым, синим.
Когда стиль Мондриана полностью сформировался, он начал писать совершенно по-своему: жесткие контуры прямых линий, асимметрия, динамическое равновесие. В своих работах он стремился показать «чистую пластическую реальность» и отказывался от частностей и деталей, пытался более ясно выразить универсальные первоосновы творчества.
Интересный факт: Мондриан в 1940 году попал в «черный список» Гитлера, и чтобы не рисковать жизнью в преддверии надвигающейся войны, переехал в Нью-Йорк. А через два года в этом городе состоялась его персональная выставка.
В Америке стиль творчества художника немного изменился: он отошел от строгой классики авангарда, и в его работах появилась новая синкопическая сложность и игривость ритма. Как пример – картина «Буги-Вуги на Бродвее».
Личная жизнь
Отучившись в Амстердаме, в 1911 году Пит уехал во Францию – колыбель искусств, надеясь там найти единомышленников. Однако уже через три года ему пришлось вернуться в Голландию, чтобы ухаживать за тяжело больным отцом.
В 1917 Пит возвращается в Париж, часто бывает в Лондоне.
Несмотря на почти фанатическую страсть к живописи, Мондриан не вел затворнического образа жизни: и в Париже, и в Лондоне его дом всегда был полон гостей. Причем все общество находилось прямо среди его работ – в его мастерской.
Мондриана часто видели в обществе американской светской львицы Пегги Гуггенхайм – они лихо отплясывали под джазовые композиции в клубах Лондона. Он дружил с русским художником Наумом Габо и его женой Мириам, с которой также часто танцевал джаз.
Скончался Пит Мондриан в 1944 году, похоронен на кладбище Cypress Hills в Нью-Йорке.