Стартовые условия
Нил Армстронг родился в небольшом городке на территории штата Огайо. Обычная американская семья. Строгие родители. Работа отца была связана с частыми переездами из одного населенного пункта в другой. Как старшему ребенку в семье ему приходилось заботиться и приглядывать за младшими братом и сестрой. В 17 лет, в 1947 году, подросток окончил среднюю школу и стал студентом Университета Пердью. Молодой человек выбрал авиационный факультет. Этот выбор нельзя назвать случайным.
Уже в старших классах школы Нил стал заниматься в местном аэроклубе. Это увлечение определило его дальнейший жизненный путь. Удостоверение пилота он получил еще будучи школьником. Мечта о небе, об управлении новыми самолетами захватила паренька полностью. Здесь надо сказать о некоторой специфики американской системы образования. Обучение в университете и в те времена и сегодня остается платным. У семьи недоставало денег, что оплатить старшему сыну достойное образование. И тогда Нил подписал контракт с военным ведомством. Согласно этому контракту, армейский бюджет выделял деньги на оплату учебы, а студент соглашался три года отслужить в армии.
Изучая биографию легендарного астронавта, аналитики сходятся к единому мнению – карьера Нила Армстронга началась со службы в армии. В отличие от многих сослуживцев, Нил имел практическую летную подготовку. У человека, познавшего азы пилотирования любого летательного аппарата, навыки закрепляются надолго. Неплохо подготовленного новобранца сразу же зачислили в отряд испытателей. Как раз в конце 40-х годов интенсивно создавались и испытывались новые конструкции реактивных самолетов. И работа эта не для слабаков.
В период армейской службы, вспыхнула война на Корейском полуострове. Приказы командования не обсуждаются и пилот Армстронг отправляется в зону военных действий. Согласно открытым данным, пилот совершил 78 боевых вылетов. О результативности бомбометания источники умалчивают. Но однажды его самолет был сбит. Летчик чудом уцелел и не попал в плен к противнику. Командование ВВС по достоинству оценила боевые достижения Нила Армстронга – на груди участника боевых действий сияют две Золотые Звезды и медаль.
Космос – близкий и далекий
К середине 50-х годов прошлого столетия на мировой арене резко обострилась конкуренция двух держав за обладание ближайшим космосом. Советские специалисты буквально на полшага опережали коллег из США. Первый искусственный спутник Земли, запущенный с территории СССР осенью 1957 года, в буквальном смысле подстегнул американцев. Именно в это время Нила Армстронга, опытного и проверенного в экстремальных условиях летчика, приглашают в Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства. Эта организация чаще упоминается в краткой форме – NASA.
Интересно отметить, что борьба за приоритеты в комическом пространстве велась в разных направлениях. Во-первых, нужно создать соответствующий летательный аппарат. Во вторых подготовить пилота и обеспечить его безопасность на всех стадиях полета. Чаще всего космические корабли терпят крушение при старте и посадке. Хотя и на стабильном отрезке полета страховки от чрезвычайных ситуаций до сих пор нет. Карьера будущего астронавта началась с испытания ракетоплана. Конструктивно ракетоплан представляет собой симбиоз ракеты и самолета. Семь попыток совершил Нил Армстронг достичь на таком аппарате космоса и успеха не добился.
Когда проект ракетоплана свернули, опытный летчик продолжил службу в отряде астронавтов. Ему пришлось пройти через жесточайший отборочный фильтр. Из 250 претендентов отобрали только двадцать. И вновь начались тренировки на специальных стендах, теоретические курсы и изучение материальной части. Без этих рутинных процедур отправиться в космический полет невозможно. Астронавт Армстронг совершил свой первый рейс на околоземную орбиту в 1966 году. Ему доверили пост командира корабля Gemini 8.
В полете возникли серьезные технические проблемы. Основную программу экипаж выполнил, но возвращение на Землю стало возможным благодаря выдержке и точным действиям командира. При подготовке к полету на Луну кандидатуру Нила Армстронга утвердили без всяких условий и сомнений. В июле 1969 года по направлению к ближайшему от Земли небесному телу оправился космический корабль «Аполлон-11». Как подтвердила практика, долететь до Луны можно за 103 часа. Наиболее сложный этап – посадка модуля на лунную поверхность. Возникла проблема и при обратном старте, когда пришло время возвращаться на орбиту и пристыковываться к основному кораблю.
Триумф человеческой мысли и воли
О том, как проходил этот полет, написано множество научных, художественных и фантастических текстов. В значительной мере подобного рода «творчество» не заслуживает серьезного внимания. Сам Нил Армстронг скромно и в деловом стиле описывает подробности полета. Важно отметить, что человеческая память несовершенна и полностью доверяться ей не желательно. Разумеется, и сам командир, и члены экипажа осознавали, какой вклад в развитие человечества они делают. Вдобавок к этому два с половиной часа на поверхности Луны – это подвиг.
Пришла пора сказать, что все подвиги совершают обычные люди. Те, у кого складывается или не складывается личная жизнь. Знаменитый и уважаемый ныне Нил Армстронг был дважды женат. Хорошо это или плохо – вопрос риторический. Муж и жена в равной мере несут ответственность за сохранность семейного очага. После завершения космической карьеры Армстронг занимался преподавательской деятельностью. Охотно сотрудничал с разными комиссиями в качестве эксперта. Скончался астронавт в августе 2012 года.
В текущий исторический момент программа по дальнейшему освоению Луны законсервирована. Все прогрессивное человечество ожидает реализации новых проектов. Специалисты скрупулезно изучают информационные и физические материалы, которые собраны в первой экспедиции на Луну. Это бесценная и пока единственная материя, на основе которой можно готовиться к следующим, более продолжительным полетам.