Жан Поль Марат: скиталец и врач
Родился Марат в мае 1743 года в городке Будри (ныне это кантон Невшатель в Швейцарии) в семье врача. Он довольно рано потерял родителей, и в шестнадцать лет покинул родные края. С этого момента Марату пришлось самостоятельно заботиться о себе.
Два года он был воспитателем в доме купца во французском Бордо. Последующие десять лет он проживал в Голландии и Англии, переезжая с места на место и зарабатывая деньги медицинской практикой и частными уроками. При этом Жан Поль постоянно повышал уровень своего образования.
Кроме того, в эти годы Марат создал ряд трудов по медицине, и тем самым нажил себе значительное количество врагов. Его уже тогда отличала страстность тона, умение нападать на авторитеты и обрушивать их.
В 1775 году университет в Эдинбурге присвоил Марату звание доктора медицины. А с 1779 вплоть до 1787 года Марат служил врачом в штате графа д’Артуа во Франции.
Журналистская и политическая деятельность
Первая политическая книuа Марата «Цепи рабства» была издана в 1774 году. В ней он обличал тиранию и воспевал ценности свободы и равенства. Шесть лет спустя, в 1780 году, Марат сочинил для конкурса трактат под названием «План уголовного законодательства». В этой работе он выступил за смягчение наказания за некоторые преступления (революционер считал, что преступность во многих случаях является следствием нищеты и бедности).
В восьмидесятых годах Марат был весьма последователен в защите интересов неимущих слоев населения. А в 1789-м, когда во Франции вспыхнула революция, Марат решил выпускать газету «Друг народа». И это оказалось важнейшей вехой в его карьере. Газета сделала Марата культовой фигурой. К нему самому приклеилось прозвище «друг народа».
Он позволял себе критиковать самых высокопоставленных лиц за их проступки. В публикуемых на газетных страницах текстах доставалось и королям, и министрам, и членам Нацсобрания. «Друг народа» непрерывно находился под прессом государственных структур. Но всегда, когда Марата вызывали в суд, ему удавалось ловко вывернуться. Его газета имела фантастическую популярность, и сильно поспособствовала распространению протестных настроений в Париже.
С каждым новым номером «Друга народа» число недоброжелателей Марата росло. И это вынудило его перейти на нелегальное положение. В разгар революции, в конце 1791 года, Марат даже уехал в Великобританию. Но на спокойных лондонских улицах революционеру было некомфортно — он привык находиться на острие событий. После короткого отсутствия непотопляемый Марат возвратился в Париж. Это случилось в апреле 1792 года.
Последние месяцы жизни и смерть
Марат считался одним из лидеров движения якобинцев. Это одно из двух самых влиятельных движений Французской революции, второе, менее радикальное — жирондисты. В июне 1793 года якобинцы смогли взять власть полностью в свои руки — по требованию жителей Парижа из Конвента были изгнаны все депутаты-жирондисты — очередная победа в биографии Марата.
Но сполна насладиться этой победой журналист и революционер уже не мог — обострилась тяжкая кожная болезнь, которой его заразили, видимо, в Англии. Как жил Марат в свои последние дни? Он постоянно находился дома и, чтобы ослабить сильнейший кожный зуд, подолгу лежал в ванной, наполненной водой. В этом положении он писал тексты, а также общался с посещавшими его гостями.
13 июля 1793 года в дом к Марату пробралась Шарлотта Корде, ярая последовательница идей жирондистов. Она хладнокровно заколола больного мужчину ножом. Так оборвалась жизнь революционера.