Из биографии Сергея Эйзенштейна
Знаменитый советский кинорежиссер появился на свет в январе 1898 года в Риге. Сергей был единственным сыном своих родителей. Его отец, Михаил Осипович, был действительным статским советником и хорошо знал европейские языки, а в делах отличался пунктуальностью. Мать будущего кинорежиссера, Юлия Ивановна, происходила из семьи знатного купца, владевшего пароходной компанией.
Сергей Михайлович получил стандартное буржуазное воспитание. Он с детства пристрастился к чтению, прекрасно рисовал. Среди его увлечений был и театр. С юных лет он усердно осваивал иностранные языки.
Но детство Эйзенштейна было отнюдь не безоблачным: в семье часто случались ссоры. В 1912 году между родителями произошел окончательный разрыв. По решению суда мальчик остался с отцом.
Через три года Сергей окончил Рижское реальное училище, после чего продолжил образование в Петроградском институте гражданских инженеров. Но учебу он не завершил: ушел добровольцем в Красную Армию.
Впоследствии Эйзенштейну доводилось работать техником-строителем и художником при армейском политуправлении. Он с удовольствием участвовал в художественной самодеятельности, пробуя себя в роли актера, режиссера и художника.
В 1920 году Сергей Михайлович был определен в академию Генерального штаба, где прошел обучение на курсах переводчиков по классу японского языка. Но после этого он перешел работать в театр – простым художником-оформителем.
В последующие годы Эйзенштейн посещает занятия в режиссерских мастерских, которыми руководил В. Мейерхольд.
Ранние творческие эксперименты Эйзенштейна были нацелены на слом ставшего традиционным театрального мышления. Ему было тесно в рамках условного искусства, господствовавшего на сцене того времени. Поэтому переход Сергея Михайловича в кинематограф был закономерным.
Творчество Сергея Эйзенштейна
Своей первый фильм Эйзенштейн выпустил в 1924 году, дав ему короткое и емкое название «Стачка». Лента была новаторской, в ней сочетались последовательность в описании событий и эксцентрическая условность.
Эйзенштейн одним из первых мастеров мирового кинематографа воплотил в жизнь его основополагающие принципы, сделав это искусство «фабрикой грёз». Но ему удалось придать своим фильмам пафос революционного изменения мира. Теперь кино становилось способом влияния на зрительские массы.
В 1925 году на экраны страны вышел «Броненосец Потемкин», сделавший режиссера знаменитым. Созданные Сергеем Михайловичем образы обладали взрывной силой и производили мощный бунтарский эффект. Вот почему не вызывает удивления тот факт, что в ряде капиталистических стран эта лента была запрещена к показу.
Впоследствии Эйзенштейн продолжал работать в русле выбранного им и одобренного на самом верху направления – социалистического реализма. Вехами на творческом пути режиссера стали его фильмы «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1945).
Будучи талантливым учеником и продолжателем дела Мейерхольда, Эйзенштейн разрабатывал и теорию драматического действия. Он открыл новые возможности монтажа, крупного плана, ритма, ракурса. Одно из отличительных свойств такого кинематографа – единство изображения и действия, музыки и слова. Тяга режиссера к метафоричности и символической образности сделали его объектом идеологической критики со стороны официальных структур.
Сергей Эйзенштейн ушел из жизни в Москве 11 февраля 1948 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. В это время режиссер усердно работал над статьей, посвященной цветной кинематографии.