При дуалистической монархии правитель формально согласовывает свои действия с другими представителями власти, например с парламентом. Но на практике он может любое свое решение привести в жизнь и принять единолично. Так как всех сотрудников правящего аппарата и советников монарх выбирает сам и при малейшем неповиновении может их уволить.

Свое название данная форма правления получила из-за того, что в структуре власти страны, помимо монарха, имеется еще одно важное лицо – первый министр. Суть такой двойной власти подразумевает, что все распоряжения монарха должны подтверждаться министром и только после этого приводиться в жизнь.

Однако первого министра может назначить только сам монарх, и он же может снять его с должности по своему желанию. Таким образом, дуалистическая монархия часто сводится к абсолютной власти, передающейся от поколения к поколению по династии.

История дуалистической монархии

Дуалистическая монархия исторически развилась как переходная форма от абсолютной к конституционной монархии. В ее строе предполагается наличие конституции. Парламент принимает законы, а управление в руках монарха. Именно он назначает исполнительных министров, которые несут ответственность только перед ним.

Правительство реально подчиняется обычно воле монарха, но формально несет двойную ответственность перед парламентом и монархом. Особенность системы правления в том, что власть монарха хоть и ограничена конституцией, но и в силу конституционных норм, и в силу традиций единоличный правитель сохраняет широкие властные полномочия. Это и ставит его в центр политической системы государства.

Среди историков преобладает точка зрения, что дуалистическая монархия является своеобразным компромиссом между абсолютной властью монарха и стремлением народа участвовать в политической жизни государства. Зачастую подобные режимы становятся промежуточным звеном между республикой и абсолютной монархией (диктатурой).

При дуалистической монархии правитель обладает правом абсолютного вето, это означает, что он может заблокировать любой закон и вообще без его утверждения тот не вступит в силу. Помимо этого, монарх может издавать чрезвычайные указы, которые имеют силу закона и даже более высокую, а главное, он имеет право распускать парламент. Все это во многом фактически заменяет дуалистическую монархию абсолютной.

В настоящее время подобный государственный аппарат почти не встречается. Большинство стран выбрали президентско-парламентский тип управления, подкрепляемый голосом народа.

Страны с дуалистической монархией

Некоторые государства и сегодня остаются верными исторически сложившимся традициям в системе управления. Среди них можно найти примеры дуалистической монархии. Такие государства есть на всех континентах Восточного полушария. В частности, в Европе к ним относятся:

  • Люксембург,
  • Швеция,
  • Монако,
  • Дания,
  • Лихтенштейн.

На Ближнем Востоке:

  • Иордания,
  • Бахрейн,
  • Кувейт,
  • Объединенные Арабские Эмираты.

На Дальнем Востоке можно назвать Японию. Ряд этих стран политологи одновременно относят к абсолютной монархии, где вся исполнительная и законодательная власть находится в руках одного правителя. Стоит отметить, что в некоторых государствах понятия конституционная и дуалистическая монархия считаются синонимами. Например, это страны: Швеция, Дания, Люксембург. В странах Азии и Африки: Марокко, Непале и Иордании, также существует дуалистическая монархия.

Но все же сегодня политическая система, при которой власть государя значительнее парламентской, можно назвать довольно редким явлением. Монархии как таковые либо, как в странах Европы, превратились в декорацию, либо просто исчезли с политической карты мира.

Историки называют несколько стран, где дуалистический принцип управления государством реально существовал на рубеже XIX-XX веков. Это, например, было во многих важных странах: Италии, Пруссии, Австро-Венгрии. Однако такие системы власти были сметены революциями и мировыми войнами.

Даже такие признанные дуалистические монархии, как Марокко и Иордания, по мнению политологов, скорее тяготеют к абсолютизму. Впрочем, это можно объяснить значительной ролью традиций и обычаев в мусульманской стране. В Иордании, например, правительство несет ответственность перед парламентом, но если парламент захочет сместить кабинет министров, то ему потребуется на это одобрение короля. Это значит, что монарх имеет все рычаги, чтобы при необходимости не обращать внимания на мнение законодательной власти.

Ретроспектива

В Российской империи ненадолго также была установлена дуалистическая монархия. Это случилось в 1905 году, когда авторитет императора Николая II резко упал. Снижение популярности было обусловлено поражением в войне против Японии и вооруженными восстаниями среди населения, закончившиеся невиданным кровопролитием. Под давлением общественности Николай II согласился поступиться своей абсолютной властью и учредил парламент.

Период дуалистической монархии в России продолжался до 1917 г. Это было десятилетие между двумя революциями. Все это время между законодательной и исполнительной властью регулярно вспыхивали конфликты. Поддерживаемый премьер-министром Петром Столыпиным Николай II не раз распускал парламент. Только Государственная Дума третьего созыва проработала весь отведенный законом период вплоть до Февральской революции.

Наиболее ярким представителем дуалистической монархии в прошлом считается Австро-Венгерская империя. Эта форма правления была установлена с 1867 года и до момента распада империи. Особенностью данного государства было то, что оно делилось на две автономные друг от друга части со своими правилами и законами.

При взгляде еще более глубоко в века, можно обнаружить подобную форму государственного правления во всей Европе и в Азии. Дуалистическая монархия была как переходный этап от абсолютной власти престола к парламентскому строю, длившемуся много веков.

Устойчивость системы дуалистической монархии

Устойчивость системы дуалистической монархии основана на разделении власти. Чаще всего при этом сравнивается дуалистическая и парламентская монархия, признаки которых схожи. Однако если в парламентской монархии разделение властей полноценно, то дуалистической оно урезано. Когда монарх вмешивается в работу парламента или блокирует его решения, то таким образом он лишает народ представительства в политической жизни государства.

Именно подобная размытость дуалистической монархии нарушает ее устойчивость. Поэтому обычно такие режимы в исторической перспективе не существуют длительное время. При разделении властей обычно происходит борьба между свободолюбивой частью общества и консервативным институтом монархии. Подобное противостояние заканчивается победой только одной из сторон.