Таможенный союз подразумевает применение странами-участницами единого таможенного тарифа и прочих мер, призванных регулировать торговлю с третьими странами. В рамках объединения упраздняются таможенные сборы и границы между участниками.

Образование таможенного союза имеет целью повышение экономического уровня в государствах-участниках. Благодаря такому пространству товары беспрепятственно могут передвигаться по всей территории союза с действием универсального контроля. Если факт экспорта подтверждается документально, то акцизы уплачивать не нужно.

История Таможенного союза

Первый таможенный союз появился еще в XIX веке, его участниками были Франция и Монако. В начале ХХ века об аналогичном объединении договорились Швейцария и Княжество Лихтенштейн. В 1960 году образовалась Европейская ассоциация свободной торговли, отменившая таможенные налоги и торговые ограничения между ее членами.

Государства-участники ЕАСТ заключали соглашения, подразумевающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни. В то время были введены единые методы, документы и формы оформления товара. Ассоциация подписывает соглашения по упрощению процедуры оформления на таможне. Благодаря этому ускоряется продвижение грузов, укрепляется экономика мирового рынка. 

Принятие Таможенного союза на постсоветском пространстве

Решение об образовании единого Таможенного союза на постсоветском пространстве было принято 6 октября 2007 года Российской Федерацией и Республиками Казахстан и Беларусь.  

Однако функционировать таможенная территория стран-участниц начала 1 июля 2010 года в соответствии с прописанным в договоре таможенным кодексом. На границах трех государств было устранено декларирование и таможенное оформление. Более простое перемещение товаров без оформления исключает возникновение издержек. К тому же сокращаются расходы на доставку грузов.

В дальнейшем на таможенной территории образуется Единое экономическое пространство с функционирующим рынком услуг. Помимо торговли, рынок включает в себя услуги из множества других сфер деятельности.

В 2014 и 2015 годах Таможенный союз расширился за счет вступления новых стран – Армении и Киргизии. Появление новых членов организации внесло некоторые важные изменения в геополитику региона. В своем новом составе Таможенный союз позволяет увеличить оборот торговых связей в государствах-участниках.

Состав Таможенного союза и руководящие органы

Участники Таможенного союза на постсоветском пространстве:

  • с 01.07.2010 года Россия и Казахстан.
  • с 06.07.2010 года Беларусь.
  • с 10.10.2014 года Армения.
  • с 08.05.2015 года Киргизия.

Кандидатами на вступление в организацию являются Сирия, Таджикистан, Тунис, вопрос об этом будет рассмотрен в ближайшее время. Расширение Таможенного союза благотворно повлияет на мировой рынок. К тому же введение новых стран за счет расширения позиций откроет экономические перспективы более развитым странам-участницам.

Главным органом управления в ТС является Международный совет глав государств стран-участниц. Была учреждена и специальная комиссия Таможенного союза в качестве постоянно действующего органа регулирования.

В 2009 году руководящие структуры организации провели комплексные мероприятия, позволившие закрепить правовую и договорную основу Таможенного союза.

Решением президентов государств-участников создана экономическая комиссия, выполняющая функции постоянного регулирующего органа наднационального управления. В свою очередь этот орган находится в подчинении у Высшего Евразийского экономического совета.

Преимущества и недостатки Таможенного союза

Для субъектов хозяйствования среди основных плюсов Таможенного союза в сравнении с зоной свободной торговли можно назвать следующее:

  • В границах Таможенного союза существенно сократились расходы по созданию, перемещению и переработке товаров.
  • Возникающие по причине бюрократических процедур затраты времени и финансов заметно сократилось.
  • Количество обязательных таможенных процедур при ввозе товара из третьих стран уменьшилось.
  • Предприятиям стран-участниц открылись новые рынки сбыта товаров.
  • Произошло упрощение таможенного законодательства в связи с его унификацией.

Также стоит отметить, что при экспорте товаров используется нулевая ставка НДС и возмещение уплаченной суммы акцизов при наличии документального подтверждения экспорта.

При импорте товаров на территорию РФ из Беларуси или Казахстана акцизы и НДС взимаются российскими налоговыми структурами.

При оказании услуг на территории РФ ставки, налоговая база, порядок взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь, определил Таможенный союз как очередной шаг к созданию единого экономического пространства, представляющего собой правильную форму экономических отношений между государствами-участниками.

В рамках Таможенного союза от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет стран перечисляется:

  • РФ – 85,33 %,
  • Беларуси – 4,55 %,
  • Киргизии – 1,9 %,
  • Казахстана – 7,11 %,
  • Армении – 1,11 %.

Однако в то же время к недостаткам Таможенного союза относят плохо проработанные условия торговли и процедуры сертифицирования товара. Рядом стран отмечается, что доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между членами союза.

Звучало мнение, что Таможенный союз невыгоден участникам как проект и вообще является фантомом, не жизнеспособен как искусственное политическое образование. В частности, Казахстан выступил с претензией об ущемлении своих суверенных прав.

Однако исследования экспертов свидетельствуют, что по ряду причин Таможенный союз в разной степени выгоден его участникам.

Внутренние конфликты

По целому ряду причин в Таможенном союзе назрели внутренние конфликты. Так, в конце 2014 года попал под запрет импорт в Россию мяса из Беларуси порядка 400 тысяч тонн. Российской стороной введены меры, ужесточающие контроль товаров, ввозимых через границу Белоруссии. Причем последнее противоречит упрощенным правилам по движению товаров на территории Таможенного союза.

Наблюдатели отмечают слаженную работу механизма Таможенного союза и механизма реэкспорта в Россию запрещенных европейских товаров. К примеру, импорт морской рыбы из Беларуси, которая не добывает ее сама, увеличился в Россию на 98 %.

Белорусский президент был возмущен подобными запретами и обвинил российские власти в нарушении правил Таможенного союза, а также в пренебрежении международными правами.

Согласно заключениям экспертов, правила договора содержат пункт, по которому в случае наложения каких-либо ограничений по торговле и перевозке товаров со стороны России Беларусь имеет право отказаться соблюдать условия договора.

В результате внутренних противоречий в 2015 году белорусская сторона вернула пограничный контроль на российскую границу, нарушив тем самым условия договора Таможенного союза. Более того, власти республики заявили о возможном отказе от рубля в качестве расчетной валюты и возобновлении расчетов в долларах США. По мнению российских экспертов, в такой ситуации попадает под удар вся региональная интеграция.