Нравственность — актуальная и сложная задача нашего общества. В 2013 году Левада Центр провел социальный опрос в 45 регионах России. Данный эксперимент показал, что с 2009 года духовные и этические категории в нашей стране значительно упали.Среди молодежи возросла проблема безответственности и отсутствия трудолюбия.

Семья - первичный и самый значимый фактор в формировании нравственных ценностей каждого человека. Она передает социальный опыт, этнокультурные традиции из одного поколения в другое. Тем самым делает большой вклад в социально - нравственное развитие общества.

Определение понятия нравственности и ее важность в воспитании детей

Нравственность - совокупность моральных и духовных качеств, которым следует человек.

Нравственное воспитание играет очень важную роль в развитии морали и личности каждого малыша. Оно формирует у ребенка правильные поступки и взгляды на жизнь. Учит быть отзывчивым, уметь сочувствовать, уважать старшее поколение. Развивать духовные качества. Помогает ребенку вырабатывать у себя истинные ценности, также следовать им. Если не развивать в детях нравственные ценности, они не научатся понимать и уважать чувства близких и окружающих. Будут сосредоточены только на своих потребностях.

Начинать воспитание детей необходимо ещё в раннем возрасте. Они как губки, впитывают в себя очень много информации просто наблюдая за поведением и действиями взрослых.

Роль семьи в формировании нравственности

Для детей дошкольного возраста родителям определено особое значение. Ведь как раз на стадии младенчества у малыша развиваются и формируются первые чувства. Первые эмоции. Поведение родителей - первоначальный образец для подражания детей. В семье малыш получает свой первый опыт. Именно родители, их слова и поведение особым образом влияют на детей раннего возраста. Малыш неосознанно перенимает манеры родителей, походку, речь.

Семья способствует тому, чтобы ребенок мог контролировать свое поведение, свои чувства. Мог заботиться о родных и близких. Уважал не только свое, но и чужое мнение. Именно в семье ребенок получает тот набор качеств и умений, с которыми он пойдет по жизни.

В этом возрасте родителям воспитывать нравственность лучше всего через художественную литературу. Совместно читать сказки и книги. Просматривать познавательные мультипликационные фильмы. Участвовать в прочтении или просмотре материала вместе с малышом. Разбирать особые моменты. Отвечать на вопросы. Разбирать поступки героев книг или мультфильмов. Обсуждать с чадом нравственные, также не нравственные поступки героев.

Детям школьного возраста семья на личном примере должна показывать и прививать чаду хорошие человеческие качества. Помогать правильно выстраивать систему общечеловеческих ценностей.

Проблема состоит в том, что очень много школьников не знают правил общения со взрослыми. Не учитывают, не уважают мнения других детей. Проявляют агрессию.  Школьный вопрос является самым трудным для ребенка, потому как вступление в новую для него школьную среду сопровождается стрессовым состоянием. В школе ребенок может столкнуться с таким рядом проблем:

  • переживание из-за плохих оценок;
  • отсутствие друзей;
  • обижают одноклассники;
  • перегруженное расписание (ребенок устает и не справляется с нагрузкой);
  • придирки учителя.

Соответственно родители должны больше времени уделить на общение с детьми. Выслушать ребенка и оказать ему максимальную поддержку во всем. Привить правильное представление об окружающем мире. Провести совместные работы. Изучить правила поведения в обществе.

  • Какая роль отводится воспитателям и педагогам

Для дошкольников ДОУ (дошкольное образовательное учреждение)– другой вид общества, где малыш учится взаимодействовать с другими детьми. Задачи воспитателей - приобщить малышей к традиционным ценностям. Воспитать у них эстетические чувства, мораль. Сформировать духовно - нравственные отношения и свою причастность:

  • к дому, своей семье, государству;
  • к культурным традициям своего народа;
  • к природе родного края.

Создать условия, которые обеспечат эмоциональное благополучие для каждого ребенка.

Дляшкольников процесс становления нравственного сознания реализуются через систему уроков, внеклассных занятий. В результате чего у детей формируются первоначальное представление о моральных нормах, правил нравственного поведения. Создается отношение к семье, как к основе российского общества.

Задача педагога - сформировать у школьника чувства любви к Родине, товарищества, содружества. Уважение к людям труда. Уметь активно относиться к действительности. Педагог применяет индивидуальный подход, учитывает интересы ребенка. В начальной школе учителя проводят мероприятия нравственного характера, такие как: «Доброта», «Мы едины». Составляют правила дружбы, правила поведения в обществе.


Каждый человек с рождения имеет профессиональные и духовно-нравственные навыки. И если развивать одни и не развивать другие, то ничего хорошего для общества и будущего государства не выйдет. Только при взаимодействии семьи и школы возможно решение актуальных проблем, целостного воспитания детей и духовно нравственного развития.

В 2015 году правительство России ввело стратегию воспитания детей до 2025 года. Стратегия ориентирована развить социальные институты. Обновить воспитательный процесс общего и дополнительного образования. Возобновить систему семейных, духовно-нравственных ценностей. Повысить гражданскую патриотическую позицию.