Реалии нашего времени таковы, что общение людей между собой, трудоустройство специалистов в различных сферах нашей жизнедеятельности, культурный обмен, обучение - уже не ограничиваются государственными границами. И в данном случае актуальным является необходимость соблюдения законодательства в сфере миграции как приглашающими гражданами государства (в данном случае имеется в виду – Российская Федерация), так и прибывающими на территорию РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, дабы избежать привлечения к ответственности (административной, уголовной) за нарушение норм и правил, установленных законодателями. Ведь как следует из римского права – «незнание закона не является оправданием».
Соответственно, перед тем как выступить в роли «принимающей стороны» на территории РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) полезно изучить законодательство в сфере миграции и хотя бы на минимальном уровне знать, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ регулируется Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и этим же Федеральным законом четко определен алгоритм действий при постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет и снятия иностранных граждан и лиц без гражданства с миграционного учета в РФ.
Если принимающей иностранного гражданина (лица без гражданства) стороной на территории РФ были совершены действия по незаконной миграции, то в таких случаях наступает в отношении принимающей стороны (не иностранных граждан или лиц без гражданства!) уголовная ответственность по ст. 322.2 УК РФ (Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации), либо по ст. 322.3 УК РФ (Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации).
Таким образом, если вы решили (в данном случае будем вас рассматривать как физическое лицо) предоставить на территории РФ для фактического проживания, пребывания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, то вы должны обеспечить соблюдение иностранным гражданином процедур постановки на регистрационный учет/снятие с регистрационного учета по месту его проживания либо по месту его пребывания. То есть проследить за тем, чтобы в течение семи рабочих дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительства либо с даты его прибытия в место нахождения предоставленного вами жилого помещения было подано заявление о регистрации по месту жительства в орган миграционного учета в месте нахождения указанного жилого помещения. Вместе с заявлением в орган миграционного учета предоставляются:
а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве;
б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
А так же обеспечить соблюдение процедуры снятие иностранного гражданина с регистрационного учета в следующих случаях:
– постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания, проживания;
– выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;
– смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.