Миф 1. «Вызубрил и ответил на «5» — значит знает предмет/тему»
Как часто мы сажаем ребенка за учебник, заставляем его близко к тексту пересказать материал, удовлетворенно киваем на следующий день, видя в дневнике заслуженную «пятерку» и… удивляемся через месяц: как же так, мы же учили, а контрольную по той же теме ребенок провалил? Удивляться нечему. По мнению психологов, 45% процентов детей в возрасте до 10 лет обладают исключительно краткосрочной памятью. Прибавьте к этому недосып, гиперактивность, синдром дефицита внимания, неполноценное питание, отсутствие специфических тренировок, направленных на развитие долгосрочной памяти, — и ситуация усугубится. Без закрепления материала и систематического повторения накрепко запомнить любой материал вообще невозможно. Немалую роль играют и системные связи между разделами курса: если они не построены в голове ребенка, информация забудется через неделю, а в лучшем случае повиснет мертвым грузом.
Миф 2. «Учитель — вторая мама»
Не стоит возлагать на учителя излишнюю ответственность: мама у ребенка одна. Хороший учитель может быть авторитетом, наставником для ребенка, но он никогда не будет принимать ребенка таким, как есть, и относиться к нему ровно, вне зависимости от успехов — просто у него другая задача, он должен работать на результат. Задача учителя — сравнивать успехи ребенка как с успехами других, так и с его собственными достижениями и провалами. Учитель формирует адекватную самооценку, создает в классе соревновательный дух, устанавливает правила и следит за их соблюдением. Следует признать, что не всегда и не по любому поводу учителю можно «выплакаться в жилетку», и донести это до сознания ребенка. Более того, есть немало грустных примеров того, как учитель пытался стать «второй мамой» ребенку, решая таким образом свои психологические проблемы и разрушая здоровые отношения между родителями и детьми.
Миф 3. «Школа – второй дом»
Да, ребенок зачастую проводит в школе даже больше времени, чем дома. Но чувствует ли он себя в школе так же безопасно и комфортно, как в собственном доме? Конечно, нет. Постоянная готовность противостоять обидчикам, отвечать запросам учителей и администрации, выстраивать отношения с трудными одноклассниками, полное отсутствие личного пространства и тотальный контроль за каждым шагом — вот что такое школа. Дом у ребенка должен быть один, а школа лишь место, куда он ходит получать знания.
Миф 4. «Смартфоны только вредят»
Стоит согласиться с тем, что, если ребенок на уроке одним глазом косит на притаившийся под партой смартфон, это ни к чему хорошему не приведет. Для многих детей смартфон становится дорогой игрушкой, средством подтверждения собственного статуса, хорошим способом отвлечься от скучного урока или… неошпаргалкой. Рано или поздно ребенок все равно потребует купить ему смартфон, причем так, что вы вряд ли сможете ему отказать — ведь быть с ребенком на связи в наше трудное время обязательно. А значит, вместо того, чтобы запрещать пользоваться гаджетами, надо объяснять ребенку принципы обращения с ними, использовать программы родительского контроля, отслеживать выполнение договоренностей и… установить в смартфон именно те игры, которые помогают, а не мешают учиться. Все мы знаем, что в игровой форме все запоминается лучше, а процесс учебы идет интереснее. Вспомните, откуда вы узнали, к примеру, что бегемот — самое опасное из африканских животных, а «Акапулько» в переводе с ацтекского значит «Незнайка». Наверняка из телевикторин. Однако современный ребенок телевизор не смотрит, а вот на вопросы приложения в смартфоне он будет отвечать с удовольствием. Яркий пример полезной игры для смартфона — Trivia Crack, с успехом используемый в европейских и американских школах. Там, к примеру, игра ложится в основу соревнования между классами — дети соревнуются в том, кто ответит на большее количество вопросов игры. В игре много разнопредметных категорий — история, география, литература и искусство, наука и технологии, развлечения и спорт. Разработчики не останавливаются на достигнутом: в 2019 году интерес детей к игре поддержит анимационный сериал, основанный на персонажах игры, а в новых заданиях будет усилен воспитательный аспект.
Миф 5. Хорошая школа та, где хорошо сдают ЕГЭ.
Круг знаний и навыков, которые требуются для сдачи ЕГЭ, весьма ограничен. Школа, которая занимается только тем, что натаскивает детей на единый экзамен, как правило, растит людей беспомощных, не способных критически оценивать действительность, а главное — не стремящихся расширить кругозор. Стоит ли удивляться тому, что ребята, заработавшие на ЕГЭ 100 баллов, нередко не выдерживают вузовской жизни и вылетают после первой сессии. Не следует забывать и о том, что высокие средние баллы, которые школа вносит в таблицы по итогам ЕГЭ, во многом заслуга репетиторов. К чему же стоит присмотреться, выбирая школу? К нагрузке, которая ложится на детей: совместное с родителями выполнение домашнего задания в ночные часы не укрепляло еще ничьих семейных взаимоотношений. К наличию в школе кружков по интересам, к работе школьного психолога, взаимоотношениям в классе, стабильности педагогического коллектива и текучке кадров… Если ребенку будет хорошо в школе, он в спокойном режиме овладеет базовыми знаниями и умениями, а остальное возьмут на себя современные технологии.