Биография
Хайдеггер родился 26 сентября 1889 года в Месскирхе, в Великом герцогстве Германской империи. Мартин был самого простого происхождения - сын крестьянки и ремесленника. Религиозность родителей - истовых католиков - сформировала интересы юноши. Фридрих Хайдеггер, его отец, служил в костёле святого Мартина. Желая связать свою жизнь с католической церковью, будущий философ прошёл обучение в иезуитской гимназии. Проблемы со здоровьем помешали постричься в монахи-иезуиты, поэтому в 1909 году Хайдеггер отправился за теологическим образованием в древнейший Фрайбургский университет.
Спустя два года молодой человек склонился к философии, сменил факультет и стал учеником Генриха Риккерта - основателя баденской школы неокантианства. В 1913 году он защитил первую диссертацию и приступил к работе над второй. Пока Хайдеггер исследовал труды Дунса Скотта, Германская империя ввязалась в Первую мировую войну. 10 октября 1914 года Мартина на год призвали в ополчение. Болезнь сердца и нестабильная психика спасли его от фронтовой службы. По возвращении из армии он успешно защитился во второй раз и стал приват-доцентом теологического факультета Фрайбургского университета. Хайдеггер быстро разошелся во взглядах с догматичными коллегами. В 1916 году преемником Риккерта на кафедре университета стал Эдмунд Гуссерль. Под глубоким впечатлением от его феноменологии Мартин сделал окончательный выбор в пользу философской карьеры.
В 1922 Хайдеггер перевелся в Марбургский университет и начал свободное плавание. К периоду до 1927 года относится ряд фундаментальных работ, венец которого - «Бытие и время». В 1928 году ушел в отставку его наставник Эдмунд Гуссерль, и Хайдеггер занял его место во Фрайбурге. Респектабельный семьянин (в 1917 году состоялась свадьба с Эльфридой Петри, родившей ребенка в 1919-м), любовь блестящей ученицы, отважной Ханны Арендт, дружба с выдающимися современниками - будущее амбициозного философа обещало быть славным и безоблачным.
Блестящее образование и престижная работа не уберегли Хайдеггера от рокового выбора: в 1933-м году он в первых рядах вступил в НСДАП. За ярую поддержку нацистов Хайдеггеру подарили пост ректора. Он отвернулся от любимой ученицы Арендт, которая открыто боролась с режимом, угодила в концлагерь и чудом бежала; предал Гуссерля, проигнорировав похороны некогда обожаемого учителя; стал угрозой лучшему другу Карлу Ясперсу, который хранил цианид на прикроватном столике, чтобы умереть с женой-еврейкой при появлении палачей. Помутнение наступило внезапно и длилось 4 месяца. В сентябре 1933 года Хайдеггер спешно покинул пост и перестал произносить пламенные речи из-за кафедры. Несмотря на свидетельства антисемитизма в более поздних личных записях и верность партии вплоть до падения Третьего Рейха, философ утверждал, что порвал с нацизмом в момент отставки.
Хайдеггер ответил за поддержку нацизма: суд 1945-го года запретил ему любые публичные выступления, в том числе преподавание. О личной жизни философа в изгнании известно мало. Годы спустя на встрече со студентами-марксистами Хайдеггера спросили: зачем он поддержал бесчеловечную идеологию? Он ответил, что, вслед за Марксом и Энгельсом, считал: дело философа - не рассуждать о мире, а менять его. Фундаментальное философское наследие Хайдеггера спасли его ученицы и ученики, призвав закрыть глаза на позорные страницы его биографии. Философ умер и похоронен на малой родине в Мескирхе 26 мая 1976 года, оставив богатое наследие и не утихающие споры о своём моральном облике.
Фундаментальная онтология
Мартин Хайдеггер - основатель экзистенциализма. Название является собирательным для философских учений, которые пытались переосмыслить опыт человечества после трагедии Первой мировой войны. Массовая бойня стала шоком для европейской цивилизации. Вплоть до начала ХХ века в западной мысли господствовал сциентизм: западная философия превозносила разум и обещали стабильный социальный прогресс силами науки. Охватившая человечество бессмысленная жажда разрушения заставила задуматься, что на самом деле есть человек и каково его место в мире. Веру в примат разума успели изрядно пошатнуть Карл Маркс, Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд. Первая мировая война продемонстрировала реальность кризиса. Философам оставалось обобщить опыт и сделать выводы.
Для решения этой задачи Хайдеггер воспользовался концепцией своего учителя Эдмунда Гуссерля - феноменологией. Гуссерль обнаружил, что философская и научная оптика засорены неосознанными установками. Культура предписывает определенную трактовку фактов, что значительно снижает потенциал исследователей. Необходимо сперва добраться до элементарных явлений, данных в восприятии - феноменов. Сделать это предлагается с помощью специального интеллектуального упражнения, которое Гуссерль назвал феноменологической редукцией.
Применив метод Гуссерля к изучению человеческой природы, Хайдеггер сформулировал фундаментальную онтологию в программной работе «Бытие и время». Традиционно под онтологией понимается учение о бытии. Подход Хайдеггера отличается тем, что он учитывает: мир и собственное существование всегда даны человеку. С точки зрения стороннего наблюдателя, индивид - часть мира. С точки зрения индивида, он - центр, потому что активно конструирует картину мира из опыта. До сих пор европейская мысль стремилась отделиться от субъекта и занять место стороннего наблюдателя. Хайдеггер вывернул философию наизнанку.
Экзистенция - особый способ бытия в мире, специфический для людей. Попадая в уже существующий мир, человек необходимым образом размышляет о бытии и собственном существовании. Принципиальным для становления личности является осознание заброшенности в мир против своей воли и собственной конечности. У детей оно отсутствует, а у взрослых затруднено затягивающими повседневными делами. Конформное существование неполноценно и называется das Man («дас ман»). Совесть, тоска, тревога выдергивают людей из повседневности и побуждают осознать собственное конечное присутствие в мире. После этого человек возвращается к повседневности, обладая полнотой бытия, спокойно и решительно совершая путь навстречу концу.
Влияние Хайдеггера на свою деятельность признавали идеолог феминистского движения Симона Де Бовуар, её муж Жан-Поль Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, Х. Ортега-и-Гасет и многие другие европейские философы. Фундаментальная онтология внесла вклад в психиатрию: творчески сочетая достижения психоанализа с учением об экзистенции, врачи нашли новые подходы к лечению психозов, неврозов и депрессий.