Что такое бихевиоризм
Бихевиоризм – это направление психологической науки, в качестве основного предмета которого выступают объективно фиксируемые характеристики поведения. Поведение, в свою очередь, выступает как совокупность реакций на какие-либо внешние воздействия. Другие популярные направления, такие как гуманистическая или описательная психология, уделяют внимание только субъективным сторонам психики индивида.
В качестве единицы анализа поведения выступают реакции, которые принято обозначать символом R. Реакции выступают следствием определенных стимулов – S. Основным методом исследования S и R является эксперимент.
Предшественник бихевиоризма
Основателем данной отрасли психологической науки считается Уотсон, так как именно он создал стройную методологию бихевиоризма, объединив результаты работы многих ученых. Но первые значимые работы в этой области появились благодаря Эдуарду Ли Торндайку (1874-1949). Именно он первым стал проводить эксперименты на животных, пытаясь изучить объективные проявления их поведения. Его подопытными становились кошки, обезьяны и крысы.
Основным его достижением стало изобретение метода проблемного ящика: животное помещалось в закрытую клетку, внутри которой находился механизм, открывающий дверцу. Каждый подопытный рано или поздно находил выход самостоятельно, а в дальнейшем с успехом использовал полученный результат.
Благодаря этим исследованиям Торндайк сформулировал основные законы бихевиоризма:
- закон упражнения (поведенческие реакции зависят от частоты и времени повторений);
- закон эффекта (наиболее сильной является связь S и R, вызывающая удовлетворение потребностей);
- закон ассоциативного сдвига (при одновременном предъявлении двух S, если один из S удовлетворяет потребность – второй начинает стимулировать ту же реакцию).
Основатель бихевиористического направления
В 1913 году в статье «Психология с точки зрения бихевиориста» Джон Бордео Уотсон (1878-1958) приводит теоретические аспекты нового психологического направления. Он критикует психологию за ее субъективность и бесполезность на практике и утверждает, что от субъективных методов изучения нужно категорически отказываться. По мнению Уотсона, объективно можно изучать только поведение как совокупность реакций на раздражители из окружающей среды.
Ученый считал, что главная задача психологии – найти S, которые вызывают необходимые нам реакции. Это положение демонстрирует его точку зрения на неограниченные возможности воспитания. Кроме того, он считал, что приобретение навыка в классическом виде, без науки, – это неуправляемый процесс, который всегда состоит из ряда проб и ошибок.