Управление экспозицией – важнейшая функция всех серьезных камер. Несмотря на значительное развитие автоматических систем в современных камерах, возможность регулировать экспозицию остаётся необходимой как для профессиональной съемки, так и для продвинутой любительской. Автоматический фотоаппарат в некоторых случаях не способен правильно оценить условия съемки и делает экспозицию заведомо неправильной. Примером здесь может служить ночная съемка яркого объекта на темном фоне. Экспозиция, выбранная камерой, будет такая, что яркий объект окажется видимым на темном фоне. Если сам объект съемки окажется снят нормально, то фон будет больше похож черный лист.
Если же речь идёт о художественной съемке, то там автоматика попросту бессильна. Например, если фотограф решил сделать красивый кадр с акцентом на лицо модели, то ему потребуется установить максимальный размер диафрагмы и подобрать подходящую выдержку для исключения засвета кадра. Этот прием позволит получить красивое боке с низкой глубиной резкости на фоне.
Если фотограф планирует достичь значительных успехов и выйти на профессиональный уровень для заработка на фотографии, то следует тщательно разобраться с понятием экспозиции. Это важнейшее понятие во всей технике фотографии. К понятию экспозиции фотографы относятся очень трепетно и часто спорят по этому поводу, оценивая работы друг друга.
Три кита экспозиции
Для удобства восприятия, понятие экспозиции свели к так называемому треугольнику экспозиции. Это правильный равносторонний треугольник. Образно, в вершинах треугольника разметили точки: диафрагма, чувствительность матрицы (пленки) и выдержка (скорость затвора). Если изменить положение только одного из этих значений, то соответствующая вершина треугольника неминуемо сдвинется в одну из сторон, а треугольник перестанет быть равносторонним. Этот пример демонстрирует, что смена одного из параметров нарушает всю экспозиционную картинку и может испортить весь баланс в фотографии. Понятия диафрагма, выдержка и чувствительность всегда идут в одной связке и требуют совместного редактирования. Это три кита, без которых любая фотография становится чем-то бессмысленным.
Для настройки экспозиции стоит правильно установить все три данных параметра.
Что такое диафрагма
Диафрагма– это, в буквальном смысле, размер отверстия, которое используется при съемке в объективе. Большинство современных объективов имеют переменный набор диафрагм. Размер этого отверстия регулируется с помощью лепестков, которые сводятся и разводятся согласно установкам фотографа. На больших объективах размер диафрагмы и её движении можно увидеть прямо через переднюю линзу.
Изменение данного показателя позволяет менять глубину резкости на фотографии и определять количество света, попадающее на матрицу фотоаппарата.
Диафрагма обозначается буквой f. Чем больше число указано после буквы f, тем меньше размер отверстия установлен. Диафрагма f1.4 – это большое отверстие, а f22 – маленькое.
Большой размер диафрагмыпозволяет получить маленькую глубину резкости и добиться эффекта боке. Четкими на готовой фотографии будут только зоны, на которых объектив сфокусировался, а другие объекты (до и после точки фокусировки) будут замылены. Применяется этот прием при съемке портретов и в предметной съемке. Пример лампочки, снятой на большой диафрагме, расположен ниже.
Маленький размер диафрагмы наоборот делает все объекты в кадре резкими. Такое видение хорошо подходит для панорам и пейзажей.
При недостаточном освещении большой размер диафрагмы часто позволяет добиться возможности использовать короткую выдержку, что исключит размазывание кадра. Однако, опасность тут возникает в излишнем замыливании кадра. При такой съемке иногда нос модели оказывается резким, а глаз уже размывается.
Что такое выдержка (скорость затвора)
Выдержка – это то время, при котором затвор держится открытым. Чем больше выдержка, тем более яркая получается фотография, поскольку количество света пропорционально времени открытия затвора. При больших выдержках часто наблюдается эффект засветки, т.е. появление белых зон на фото или пересвета. Пример приведен на фотографии ниже. Данный вид деффекта сложнее всего исправить.
Правильный подбор выдержки позволяет получить оптимальное качество фотографии. Чем больше выдержка, тем больше вероятность получить размазанный кадр и т.н. шевеленку. Поэтому,съемка с большими выдержками производится только со штатива. Снимают таким образом пейзажи и статические композиции. Съемка движущихся объектов производится на маленьких выдержках.
Выдержка обозначается обычным числом или отношением. Чем больше цифра – тем больше выдержка. Например, выдержка 1/1000 – это 1/1000 секунды, а выдержка 16 – соответственно 16 секунд.
Понятие скорости затвора идёт под руку с понятием диафрагмы. Казалось бы, если кадр получается темным, то можно просто увеличить выдержку. Но этот вариант не всегда работает. Ведь в этом случае все объекты в кадре будут похожи на приведений и иметь светлые хвосты. Обратите внимание на пример чуть ниже, где запечатлен движущийся пароход. Поэтому, в таких случаях ищут оптимальное соотношение диафрагмы, которая позволит сохранить нужную глубину резкости, и выдержки. Примером такого сложного симбиоза является съемка футбола в спортивном зале с естественным освещением.
Что такое чувствительность (ISO)
Есть ещё один важный практический прием, который нужно освоить. Речь идёт об управлениичувствительностью матрицы фотоаппарата (ISO).
Этотретий кит в понятии экспозиционной картины. Без его обозначения и понимания информация будет неполной.
Большинство цифровых фотоаппаратов имеют регулируемый набор значений светочувствительности. Например, от 100 до 6400 единиц по ISO. Этот параметр определяет способность матрицы регистрировать свет.
При съемке ночью с чувствительностью 6400 единиц, можно использовать значения выдержки и диафрагмы такие же, как использовались днём. Соответственно, фотографии не будут смазываться. Казалось бы, возникает вопрос, для чего вообще нужны обсуждения выдержки, диафрагмы и съемки со штатива. Ноу высоких показателей чувствительности есть своя проблема. Чем больше выставляется ISO, тем фотография получается более зернистой и появляется так называемый цифровой шум.
Поэтому, фотографы стараются использовать умеренное соотношение выдержки, диафрагмы и чувствительности, т.к. излишки тут везде крайне вредны и портят экспозиционную картинку.
Правильная экспозиция
Для построения правильной экспозиции нужно учитывать сразу три параметра – выдержку, диафрагму и светочувствительность. Для каждого кадра такая картина индивидуальна. Фотографы очень требовательно относятся к этому соотношению значений и к результату на фотографии.
Подобрать экспозицию для каждого кадра можно только экспериментально. С опытом фотограф учится определять оптимальный режим съемки практически на глаз.
Качественная фотосъемка без фундаментального понимания экспозиции невозможна. Для упрощения восприятия любой современный цифровой фотоаппарат имеет встроенный экспонометр. Выставляя рекомендуемые им показатели можно гораздо быстрее нащупать подходящий режим.