Сапсан (от немецкой компании Siemens)

Самый популярный скоростной электропоезд в России. Первый рейс осуществил в конце 2009 года по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Сегодня поезд из Москвы ходит в двух направлениях: в Санкт-Петербург (5 составов) и в Нижний Новгород (2 состава).

Электропоезд может развивать скорость до 300 км/час, однако ходовой скоростью на российских дорогах считается 200-250 км/час (на отдельных участках- 160 км/час). В каждом составе – 10 вагонов, с общим числом сидячих мест 506.

Стоимость проезда по линии Москва – Санкт-Петербург - 2320 рублей эконом-классом и 4200 рублей бизнес-классом. По линии Москва – Нижний Новгород – 1080 и 4650 соответственно.


Аллегро (от финской компании Alstom)

Хорошо известный жителям Санкт-Петербурга поезд, который эксплуатирует и Российская ЖД и финская компания Suomen Valtion Rautatiet. Курсирует по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург с мая 2011 года. В пути находится 3 часа 50 минут.

«Аллегро» передвигается по России со средней скоростью 200 км/час, по Финляндии – 220 км/час. Состав поезда – 7 вагонов с общим числом сидячих мест 352 (+ 2 места для людей с инвалидностью) в каждом составе.

Стоимость проезда – 84 евро в вагоне 2 класса и 104 евро – в вагоне 1 класса.


ЭС Ласточка (от немецкой компании Siemens Desiro Rus)

Самый комфортный скоростной электропоезд, курсирующий в основном в Краснодарском крае, введен в эксплуатацию в 2013 году, к Олимпиаде-2014. Покупка поездов осуществилась в 2009 году на сумму 410 млн евро. На их обслуживание производителем в течение 40 лет было выделено еще 500 млн евро.

Всего в Россию закуплено 54 поезда. Каждый состав состоит из 5 вагонов (при большом пассажиропотоке в рейс выходит поезд из двух сцепленных составов). В каждом вагоне – 409 сидячих мест (+ 4 места для людей с инвалидностью), однако спрос на проезд в поезде настолько высок, что пассажиры соглашаются стоять в узких проходах неприспособенного для этого вагона. Средняя скорость езды по России – 160 км/час.


Стриж (от испанской компании Patentes Talgo S.L)

Поезд с 2015 года курсирует по маршруту Москва - Нижний Новгород. Общая длительность езды - 3 часа 45 минут.

В каждом составе от 7 до 11 вагонов. В самом длинном составе - 299 пассажирских мест. Стоимость проезда от 1150 рублей («люкс» - 7570 р.). У производителя закуплены лишь промежуточные вагоны. В качестве локомотива РЖД использует российский электровоз ЭП20.


Двухэтажные вагоны (Тверской вагоностроительный завод)

С 2013 года курсирует поезд с двухэтажными вагонами (№ 103). Используется на маршрутах Москва – Адлер, Москва – Санкт-Петербург.

Каждый обычный вагон имеет 64 спальных места (32 места в вагоне СВ-класса). Стоимость проезда составляет 7540 р. (в двухэтажном вагоне) и 7140 р. (в одноэтажном вагоне). В купейном вагоне обустроено 64 спальных места, в вагоне СВ-класса – 32.


«Сокол-250» (Россия)

Электропоезд, который так и не вышел на маршрут. При его разработке оглашалась скорость езды поезда до 350 км/час, однако в 2001 году во время испытаний опытного образца максимальная скорость для российских железных дорог дошла лишь до 236 км/час.

Кроме того, было отмечено около 25 недостатков, основная часть которых касалась конструктивных недоработок: герметичность вагонов, перегрев тормозных дисков, ненадежность тормозной системы и прочие.

Сегодня часть опытного поезда «Сокол-250» находится на запасных путях Центрального музея Октябрьской железной дороги.