Сакральное значение Архангельского собора Московского Кремля
В целом троица соборов: Архангельского, Благовещенского, Успенского, что обрамляют Соборную площадь Кремля, воплощают задумку великого князя Ивана Третьего (1440 –1505) и его преемников продемонстрировать силу и величие Москвы, показать исключительность монаршей власти. Но монументальное здание Архангельского собора Иван Васильевич увидеть не успел.
Архангельский кремлевский собор — русский собор, над возведением которого с 1505 года трудился зодчий из Венеции Алевиз Новый. Храм освятили в Михайлов день 8 ноября 1508 года в честь архангела Михаила. Полное название — собор Архистратига Михаила.
Архангел Михаил — один из высших ангелов и главный борец с сатаной и беззаконием. В церкви его ещё именуют архистратигом, что означает «старший воин, вождь» Небесных Сил. Считается воинствующим покровителем великокняжеского рода и царствующего рода Романовых. Архангела Михаила считают защитником душ умерших. Он возглавляет ангельское воинство, а государь земное.
Предшественником нынешнего собора архангела Михаила была каменная церковь его же имени, построенная великим князем Иваном Калитой в 1333 году. Князь завещал похоронить его в ней. Так возникла традиция погребения государей в Архангельском храме. Через 172 года эта церковь была снесена, а на её месте вырос высокий белокаменный собор, который мы видим сегодня в сердце Кремля.
Архитектура
Сооружением Архангельского собора руководил итальянский архитектор Алевиз Новый, который сумел соединить в нём традиционное для русских храмов внутреннее построение и внешний вид венецианского палаццо, дополненный традиционными на Руси церковными куполами.
Собор кажется двухэтажным за счет того, что стены визуально поделены по горизонтали карнизом. Нижний ярус более мощный, верхний ниже и выглядит лёгким и воздушным за счёт окон, обрамленных филенками.
Элементы, свойственные венецианской архитектуре эпохи Ренессанса, Алевиз употребил для украшения своего московского детища. Например, поместил группу круглых окон-медальонов в центральную закомару западного фасада собора, а в остальные закомары — итальянские рельефные «раковины». Соорудил декоративные арки, а на западной стене устроил большие арочные окна и широкий портал.
Барабаны пяти глав собора украшены резьбой и узкими окнами. Каждая капитель 35-ти пилястр, имитирующих колонны, покрыта собственным растительным орнаментом.
Изначальный облик впоследствии претерпел некоторые изменения. В середине XVI века к собору был пристроен придел Иоанна Предтечи с юга, а с севера придел мученику Уару. Каждый с собственным входом.
Детище итальянца оказалось нетипичным для древнерусского зодчества и нарушило прежние храмостроительные каноны, но с течением времени его красота покорила даже самых ярых его критиков.
Росписи и иконы
При Иване Васильевиче Грозном собор украсили уникальной стенописью. Государь преследовал цель представить монарха как богоизбранного правителя, данного свыше. На стенах создаются портреты московских князей с нимбами над головами, причём независимо от того, были они канонизированы или нет. Рядом с каждым его святой покровитель.
Ранее было принято на столбах помещать изображения воинов и мучеников как столпов веры. В Архангельском же соборе на столбах написаны образы князей.
В соборе находится древняя житийная икона архангела Михаила с деяниями, написанная около 1410-го года. По преданию её написание связано с княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского. Однажды во сне ей явился архангел, после чего она и заказала эту икону.
Некрополь
Со времён Ивана Калиты Архангельский собор стал княжеским некрополем. Каждое новое захоронение должно было подчеркивать незыблемость и непрерывность власти Рюриковичей и Москвы. Однако, в 1591 году погиб последний прямой потомок царствующего рода — царевич Дмитрий. В 1606 году его останки перенесены в усыпальницу его предков и ныне считаются главной реликвией Архангельского собора.
Во время нашествия Наполеона, когда «цивилизованные» французские солдаты использовали иконы храма как скамьи и кровати, мощи царевича исчезли. Впоследствии оказалось, что их спас священник Воскресенского, ныне несуществующего, монастыря.
После воцарения Романовы стали свои гробницы устанавливать вокруг Дмитрия Углицкого, тем самым пытаясь показать преемственность. В соборе существовала традиция, при которой люди оставляли записки, адресованные царю. Кроме него никто не имел право их брать. При Петре I этот обычай прекратил своё существование. Но каждый новый император после венчания на царство в Успенском соборе шествовал в Архангельский, где кланялся отеческим гробам.
Последним здесь похоронили внука Петра Великого четырнадцатилетнего Петра II в 1730 году.
Захоронения расположены в особом порядке: великие московские князья отдельно от удельных, попавшие в опалу или умершие насильственно в стороне от других.
Надгробия Ивана Грозного с сыновьями Иваном и Фёдором расположены обособленно в алтарной части собора.
Русских великих княгинь, а после и цариц, хоронили в Вознесенском соборе, основанном благочестивой княгиней Евдокией. Она сама и была первой из русских княгинь погребена в нём в 1407 году. Вознесенский монастырь был снесён в 1929 году. Саркофаги с останками высокопоставленных женщин успели спасти и перенесли в подвал Архангельского собора.
Вынос саркофага из усыпальницы цариц Вознесенского собора. 1929 год.
Саркофаги русских цариц в подвале Архангельского собора