В России Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977) - наряду с Федором Шаляпиным— пожалуй, самый любимый оперный певец в новейшей истории.
Детство и начало карьеры
Он родился в очень бедной крестьянской семье, в маленькой деревне, и пел с раннего детства. Он всегда был окружен хорошими певцами, в том числе его родителями и другими сельскими жителями, так как в те времена крестьянская Россия была “поющей страной”. Его отец умер, когда Сергею было 10 лет, и после четырех лет в приходской школе он начал ремонтировать обувь, так как у семьи не было другого шанса вырваться из бедности. В 1918 году он познакомился с архитектором и любителем оперы Николаем Квашниным, который уговорил Сергея серьезно изучить свой голос. Именно революция помогла ему осуществить мечту об оперной карьере, поскольку большевики предоставили беднейшим крестьянам и пролетариям преимущественное право на бесплатное образование. Сергею поступает учиться в Московской консерватории, где он был принят на курс. (Это определило его политические взгляды, ибо, как он много раз говорил, “советы дали мне все".)
Его учителями были тенор Н. Райский (ученик г. Нувелли), Н.Кардьян и Л. Звягина (ведущий контральто большого.) В 1926 году Лемешев дебютировал в качестве Ленского в оперной студии К. Станиславского, а с 1927 года выступал в театрах в Свердловске, Харбине (Маньчжурия) и Тбилиси. В 1931 году он стал ведущим тенором Большого театра, где пел в течение следующих 34 лет, завоевав всемирное признание. Его аудитория росла вместе с его славой, и вскоре он обрел настоящую армию фанатов, называемых "лемешевистами". В его репертуаре были герцог Мантуя, Ленский, Альфредо, царь Берендей (из Снегурочки), Индийский Гость ("Садко"), Фауст, Ziebel, Альмавива, юродивый ("Борис Годунов»), Рудольфа ("Богема") Звездочет (Золотой петушок), Надир де Greiux ("Манон"), Джеральд ("Лакме"), Ромео (Гуно (Ромео и Джульетта), "фра-Дьяволо", и "Вертер".
Пик карьеры
Его вокальные и художественные качества, очевидны для каждого слушателя, - это красота тембра, музыкальность, легкость вокального производства, выразительность и очень четкая дикция, качества, которые, возможно, наиболее часто встречаются в певцах bel canto. Интересный комментарий по пению Лемешева сделал тенор А. Орфенов: "у него сложился смешанный голос несравненной красоты, который позволил ему взять самые высокие ноты с таким красивым богатством, что даже специалисты не могли объяснить, как это было сделано технически....Его высокий сопрано ... звучит мужественно и полную силу...его манера понижать его гортань на высоких нотах позволило ему проанализировать те части, которые мы, простые лирические тенора не поем, [роли] Родольфо в "богеме", Левко в майской ночи, Дубровский, фра-Дьяволо
Эмоциональность, актерское мастерство и красота Лемешева очень быстро сделали его кумиром. Помимо герцога Мантуйского, который был его главной ролью до войны, он блестяще исполнил романтические, меланхоличные и трагические роли, такие как Вертер, Ромео и Ленский. К сожалению, как и у каждой советской звезды в 1930-х годах, у него были проблемы с получением разрешения на запись полных опер. Несколько ролей, в которых он был очень успешным, не были записаны вообще. Ленский, наконец, стал его самой известной ролью, которую он оттачивал на протяжении всей своей жизни. Его дуэт с Галиной Вишневской в 1955 год на записи Евгения Онегина, стал довольно популярен за рубежом.
Лучшие годы его оперной карьеры были 1931-1942. Он также был выдающимся концертным певцом и блестящим исполнителем народных песен. В 1938 году он стал первым артистом, спевшим все 100 романсов Чайковского в 5 концертах. Народные песни, транслируемые по радио, сделали его по-настоящему “национальным " певцом. Кроме того, фильм “Музыкальная История” 1941 года, в котором он сыграл главную роль, принес ему сталинскую премию и вызвал Лемешев-манию по всему СССР. Надо сказать, что его личность была значительной частью его успеха. Его помнят, как очень дружелюбного и жизнерадостного человека, который также был близким по духу коллегой. Он тоже был очень влюбчивым мужчиной. Шесть браков и многочисленные интрижки сосредоточили внимание фанатов на его личной жизни.
Болезнь и послевоенные годы
Начало Великой Отечественной войны) было очень важным для Лемешева; во время эвакуации он простудился, что привело к двум приступам пневмонии, осложненным плевритом и туберкулезом правого легкого. Его лечили искусственным пневмотораксом, то есть индуцированным терапевтическим коллапсом одного легкого. Хотя пение было запрещено, он фактически продолжал петь с одним легким с 1942 по 1948 год В этот период он записал Лакме, Снегурочка, “Pearlfishers," и "Моцарт и Сальери". Помимо проблем со здоровьем, он начал сильно пить после развода с пятой женой, сопрано Ириной Масленниковой. Однако к 1953 году он завязал с алкоголем и получил престижное звание "Народный артист СССР". С 1957 по 1959 год был заместителем руководителя большого театра. К концу своей карьеры он в основном давал концерты русских классических романсов и народных песен, преподавал в Московской консерватории и выступал на радио. Его старые поклонники, которые преследовали его в 1940-х и 50-х годах, до сих пор верны ему и сейчас, через 41 год после его смерти. Они собирают его записи и каждую неделю кладут цветы на его могилу.