Предыстория создания
Жизнь и произведения великого иконописца стали толчком для размышлений Тарковского о судьбе творческой личности в России. Созданию фильма предшествовала долгая и кропотливая работа изучения документов из архивов 15 века. Тарковскому хватило смелости в пределах притеснений тогдашней цензуры обратиться к жизнеописания церковного художника и утвердить на главную роль неизвестного провинциального актера Анатолия Солоницына.
Начальный этап
Заявку на создание ленты режиссер подал еще в 1961 году. Но изменения в смете и актерском составе задержали начало работы. Сценарий фильма написали Михалков-Кончаловский и Андрей Тарковский в 1963 году.
Долгое время искали исполнителя главной роли. Сначала на главную роль утвердили Станислава Люшина. Режиссер понимал, что от актера зависит очень многое. Поэтому пошел на хитрость. Он принимал фото кинопробы разных актеров и просил посторонних указать, кто именно среди них Рублев. Большинство указали на Солоницына. Роль Рублева будет играть именно он.
Немного о сюжете
Документальных свидетельств о жизни Андрея Рублева практически не сохранилось. Поэтому полного и логического воспроизведения биографии монаха-иконописца в фильме нет. Кинолента состоит из восьми новелл, которые ярко иллюстрируют жизнь художника с воспроизведением тогдашних событий и возможных конфликтов Рублева с разными слоями населения. Главный герой взрослеет и мужает в своем стремлении служить народу и сохранить талантливых потомков, мало нужных и власти, и подавленным невеждам — современникам.
Новеллы киноленты:
I. Скоморох. 1400.
II. Феофан Грек. 1405 г.
III. Страсти по Андрею. 1407 г.
IV. Праздник. 1408 г.
V. Страшный Суд. 1408 г.
VI. Набег. 1408 г.
VII. Молчание. 1412
VIII. Звон. 1423 г.
Кинолента сделана в черно-белом варианте и только завершающие кадры — цветные. В увеличенном ракурсе представлены цветные фрагменты русских икон.
Конфликт светской и церковной культур
Кинолента зацепила несколько мучительных проблем, одна из которых конфликт светской и церковной культур в истории. Известно, что в средневековье церковь (в фильме — православная) монополизировала культуру. И с отступниками или приверженцами других идей способна воевать до полного искоренения. Церковную культуру олицетворяет кучка монахов-иконописцев и Феофан Грек. Светскую культуру олицетворяют скоморох — шут и жители поселка празднуют языческий праздник. Раскол прошел даже среди кучки монахов. Кирилл тайком делает донос власти и провоцирует наказание скомороха. Рублев, в душе которого еще не убили страстное желание познания, побежит к празднующим, чтобы познать явление, недопустимое в строгом монастыре. В фильме лишь показано подавление праздников властью и возвращение "блудного сына" Андрея в лоно официальной церкви, одним из столпов которой он станет позже.
Сцены со скоморохом, тем не менее, станут важнейшими в развитии трагического фильма Тарковского.
Враждебное противостояние церковной и светской культуры не нашло мирного решения в фильме, как не нашло оно его и в истории. Светская культура Средневековья была вытеснена на обочину истории и практически ничего не оставила о себе в память потомкам.
Восприятие фильма
Официальные учреждения восприняли фильм в штыки, забрасывая кинорежиссера обвинениями в клевете на русскую историю, которая, якобы, никак не могла быть жестокой и настоянной на изменах и преступлениях. Авторов фильма обвинили в пропаганде жестокости и насилия. Киноленту урезали и перемонтировали.
Исторические документы, взятые Тарковским за основу для сюжета ленты, игнорировались (ограбления города Владимира ордынцами 1411 года, пытки эконом Патрикея — исторической личности из летописей, междоусобные войны с практикой ослепления, сотрудничество российских князей с ордынцами и тому подобное). Режиссер лишь позволил себе перенестись событиями чуть раньше во времени, или сделать Патрикея служкой Успенского собора (исторический Патрикей служил в Богородичной церкви), и тому подобное. Художественная правда Тарковского основывалась на реальных событиях.
Фильм Тарковского спасло только то, что события происходили слишком давно, непрестижный для власти иконописец и незнание собственной истории в Советском союзе широкими слоями власти и населения, лишенного исторического знания.
Отсутствие ренессанса в русской истории
Плохо воспринимали киноленту и коллеги-кинематографисты. «Это не Русь! На Руси в 14-м веке был Ренессанс, расцвет. А вы что показываете?» — гневно спрашивали у Андрея. Это было еще одним подтверждением отсутствия исторического знания даже у тогдашней интеллигенции. Поверхностная не системная база знаний играла злые шутки с его носителями.
В истории многих стран отсутствует этап эпохи Возрождения — от Монголии и Японии к России.
Обошла Русь-Московия и этап познания гуманизма западноевропейского образца. Тип образования в Московии в 14-16 веках не совпадал с типами образования тогдашней Западной Европы. Неспособность делать значительные математические расчеты, отсутствие строительных навыков работы с камнем и кирпичом побудили русских приглашать на работы инженеров и архитекторов Северной Италии. Современная крепость Кремль в Москве выстроена итальянцами (Пьетро Антонио Солари, Алевиз да Каркано, так называемый Алевиз Новый) в конце 15-начале 16 века, в годы жизни Браманте, Джорджоне, Рафаэля Санти. Даже главный Успенский собор Кремля выстроил известный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти из Италии. Исторически в Московии не было создано условий для возникновения специалистов ренессансного масштаба, как не было и условий для их воспитания.
Жить и рисовать иконы в эпоху Возрождения — не означает механического включения в сутки, автоматический вход в ее проблематику или вклад в ее культурное достояние. Так и Рублев не был ни художником Ренессанса, ни гением Возрождения. Он — олицетворение средневекового иконописца и расцвета именно средневекового иконописи Московии, на что указывали российские (тогдашние советские) ученые. Но их не слышали.
Так фильм Тарковского начал освещать острые проблемы советского настоящего, его ограниченность и поверхностность, что значительно выходило за рамки событий фильма. В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни СССР, оказывая влияние на духовное развитие общества.
Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, вышла в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев».