Лады в народной музыке
Лад - система взаимоотношений звуков. Когда аккорд звучит на протяжении длительного времени, хочется его разбавить, чтобы музыка заиграла более интересно. В данном случае на помощь приходят лады. Они могут также послужить прекрасной основой для построения аккордов и аккомпанемента. С их помощью создаются по-настоящему уникальные модуляции, переходы.
Некоторые считают, что для музыки каждой народности присущи строго определенные лады. На самом деле подобную кодировку звуковые ряды получили уже тогда, когда стала развиваться теория музыки, а в Европе были созданы искусственные тональности. Музыкальные произведения разных народов, действительно, отличаются между собой, но в каждой культуре могут быть использованы сразу несколько звуковых рядов.
В народной музыке выделяют 7 ладов. К первой группе мажорного наклонения принадлежат лады:
- ионийский;
- лидийский;
- миксолидийский.
Ко второй группе минорного наклонения относят лады:
- фригийский;
- дорийский;
- эолийский;
- локрийский.
Для людей, не имеющих музыкального образования, эти названия знакомы плохо. Но лады "мажор" (ионийский) и "минор" (эолийский) достаточно популярны и у всех на слуху.
Мажорный лад - веселый, оптимистичный. Минорный, наоборот, считается грустным и нагнетающим. Выбирая нужное сочетание, можно придать музыкальному произведению определенный оттенок, настроение, передать через музыку слушателям собственные чувства. Если бы музыка строилась только на мажорном и минорном сочетании в классических вариантах их построения, этот вид искусства был бы скучным и однообразным. Многообразие ладов лишает музыкальные произведения, в том числе и народные, этого недостатка.
Ионийский лад
Ионийский лад - натуральный мажорный лад. Его можно построить от любой ноты. В народной музыке такое сочетание считается одним из самых популярных и востребованных, особенно когда речь идет о шуточных и веселых произведениях. Универсальная формула, по которой возможно построение лада: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Например, если начинать строить по ней лад от ноты "до" получится "до-мажор".
Эолийский лад
Эолийский лад также имеет свою формулу: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. При помощи нее можно получить минорный лад от любой ноты. Такие звукоряды используют при создании медленных музыкальных композиций, баллад.
Дорийский лад
Дорийский лад был известен со времен античности и средневековья. Название произошло от одноименного названия греческих племен. Дорийский лад схож с минорным, но его главное отличие в том, что шестая ступень является повышенной. Его можно построить по формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон.
В настоящее время очень популярна смесь дорийского лада и блюза. Дорийский блюзовый аккомпанемент - очень интересное направление в музыке. Дорийский лад называют подвижным и ловким. В народной музыке он используется очень часто. Несмотря на минорность, он придает музыкальным произведениям особую глубину. Его можно услышать в музыке кельтских народов.
Фригийский лад
В отличие от эолийского, у этого лада пониженная вторая ступень. Формула для его построения выглядит следующим образом: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Этот лад можно услышать в быстрых народных музыкальных произведениях. Специалисты называют его стремительным, строгим, гневным, побуждающим к борьбе. Такая музыка оригинально воспринимается на слух. В ней много скачков, резких перепадов.
Локрийский лад
Локрийский лад принадлежит к минорным. Отличие от классического звукового ряда заключается в понижении второй и пятой ступени. Его построение возможно от любой ноты по простой формуле: полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. В народной музыке это сочетание звуков используется часто. Специалисты называют его спокойным, печальным. На определенных нотах он звучит достаточно мрачно и даже отрешенно. У слушателей создается ощущение некоторой таинственности.
Миксолидийский лад
Миксолидийский лад можно построить по формуле: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. За основу можно взять лад ионийский и понизить в нем седьмую ступень. Для людей, занимающихся музыкой профессионально, это не составит труда. Например, вместо "си" нужно взять "си-бемоль". Звучание лада очень приятное, быстрое, но в то же время переменчивое. Его характер сравнивают с характером молодых и очень вспыльчивых людей, которым сложно определиться со своими чувствами.
Лидийский лад
Лидийский лад - мажорный. Его отличительным признаком от классического мажорного сочетания звуков является повышенная четвертая ступень. Формула для построения выглядит следующим образом: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. Лидийский ряд может быть спокойным, но в определенный момент звук кажется очень ярким, взрывным. Человеческий слух сразу реагирует на повышение четвертой ступени сочетания.
Лидийский ряд встречается не только в народной, но и в современной, в рок-музыке. Композиции, в которых используются лидийские лады, построенные на разных нотах, кажутся сказочными и имеют оригинальный оттенок звучания.
Существуют и другие классификации, но они являются более углубленными. Профессиональные музыканты делят лады на несколько групп:
- автентические (с устоем на первый и пятый звуки);
- плагальные (с устоем на первый и четвертый звуки);
- гиполады (первый звук выступает в роли относительного устоя).
Редкие и распространенные лады в народной музыке
В русской, болгарской, венгерской народной музыке встречаются очень оригинальные лады с увеличенными секундами. Их называют дважды гармоническими. Такие лады можно построить как в мажорной, так и в минорной гаммах.
В русских народных музыкальных произведениях можно услышать искусственные лады, которые бывают уменьшенными или увеличенными. Они хорошо характеризуют нереальных, сказочных персонажей.
Если проанализировать русские народные произведения, можно услышать, что многие из них построены на гамме дорийской. Именно это необычное сочетание звуков дарит ощущение мужественности, величия, силы, но при этом остается несколько мрачноватый оттенок. Фригийский ряд также встречается в народных мотивах.
У народов Восточного Средиземноморья популярна оригинальная музыка. Ее сложно отнести к мажорному или минорному ряду на слух, так как она кажется грустной и веселой одновременно. В основе этих произведений лежит лидийская гамма. Именно на ней построены многие песни еврейских народов.