Список задач на английском называется to-do-list, в русский это название тоже перешло и используется наравне с привычным. А к пятерке наиболее оригинальных способов ведения списков относятся:
- Принцип «1-3-5»;
- Bullet Journal;
- Анти-to-do;
- Дзен-система продуктивности;
- Стоп-листы.
Принцип «1-3-5» меняет основу классического расписания задач. Обычно, оно идет по номерам от 1 и до бесконечности. А в «1-3-5» нужно записывать на день только одну главную задачу. К ней добавляются 3 средних по важности и объему сил, и 5 мелких. Мелкие – те, которые можно отложить на завтра, если сегодня не хватит сил. Список «1-3-5» пишут вечером, чтобы потом с утра видеть, что на повестке дня.
Если работа динамичная, и возможности угадать, какие будут задачи, нет, тройки или пятерки можно оставить пустыми. Это делает список гибким.
Bullet Journal – это система, которая упорядочивает планирование дел на бумаге не хуже электронного планировщика. Чтобы воспользоваться ей, нужно:
Пронумеровать страницы ежедневника.
- На первой страничке создать оглавление, которое поможет находить нужные данные по всему ежедневнику.
- Составить календарь на месяц из событий, которые наверняка не изменятся.
- На другой странице составить маркер-список дел на этот месяц.
- Важно использовать примечания и в списке на месяц, и на неделю, и на день.
- Но самое главное – вносить номера страниц в оглавление.
Анти-to-do ведется параллельно с классическим списком задач. Это делается, чтобы не терять мотивацию. Люди ее теряют, когда видят, что из запланированных 10 они сделали только 5 дел. Анти-to-do работает по принципу, который мотивацию в любом случае поддерживает, потому что в такой список записывают то, что уже сделано.
Например, человек планировал написать три статьи, перевесить шторы, погулять с собакой и сводить ее к ветеринару. А вечером по классическому списку задач он видит, что не успел написать одну статью из трех и не попал к ветеринару. Зато, глянув в анти-to-do, этот человек обнаруживает, что написал за день 2 статьи из 3, перевесил шторы и погулял с собакой. Он рад. И ему хочется завтра успеть еще больше. Мотивация сохраняется.
Дзен-система продуктивности – методика, которая повышает личную эффективность. Чтобы пользоваться ей, нужно:
- Разделить списки задач по сферам: работа, поручения, дела по дому и т.д. И в каждый из таких списков вносить только те задачи, которые относятся к его сфере.
- Списки нужно постоянно обновлять. Поэтому рекомендуется всегда носить с собой телефон, планшет или бумажный блокнот, чтобы записывать задачи или идеи, которые возникают внезапно.
- Задачи должно быть по-настоящему актуальны и важны.
Такая система позволяет фокусироваться на действии и планировании прямо сейчас, в режиме реального времени.
Стоп-листы, как кажется на первый взгляд, по своей сути полностью противоречат to-do-планированию. Однако, на самом деле, это не так.
Стоп-лист основан на борьбе с привычками, которые отнимают время. Суть в том, что в такой список нужно заносить дела, от которых люди хотят избавиться: не есть сладкой на ночь, бросить курить, не сидеть в социальных сетях и т.д. Такой вариант списка дает возможность не только избавиться от ненужных привычек, но и увидеть, что тянет человека вниз.
Если составлять стоп-листы регулярно, в конце года их можно прочесть и оценить, какого прогресса удалось достичь за это время. Однако, чтобы такой лист работал как следует, надо учитывать хронометраж: подсчитать, сколько времени отнимает каждая из вредных привычек, и установить на нее временной лимит. Например, не больше 2 сигарет за день или не больше 20 минут на социальные сети. Лимит нужно постепенно сокращать.