Контемпорари дэнс (contemporary dance) – современное танцевальное направление, позволяющее рассказать свою историю с помощью тела. Сегодня является одним из самых популярных в хореографии, отличается чувственностью, эмоциональностью и пластичностью. Не все танцоры могут освоить данное искусство, поскольку оно требует полной самоотдачи как в физической, так и эмоциональной.
История контемпа
Направление возникло из стиля «модерн» в конце 19 века. Тогда оно было призвано освободиться от общепризнанных стандартов и стереотипов. Создавалось оно для слияния танца и жизни. О том, где впервые появилось направление, информация противоречива. Одни считают родиной Америку, а другие – Центральную Европу. Есть мнение, что прародителями стали такие восточные техники, как йога и тай цзи.
Многие профессионалы отмечают, что в хореографии самого танца можно встретить элементы западных направлений и восточных культур. В ней переплелись:
модерн;
- джаз;
- эстрадные и народные танцы;
- балет;
- элементы боевых искусств;
- йога.
Главной же идей контемпа является возможность отойти от установленных правил, выразить себя с помощью «свободного» танца.
Основоположником считается танцовщица Айседора Дункан. Девочка отрицала классический балет, поэтому создала танец, основанный на древней пластике. Это привело к осуждению в обществе, но девушка не отошла от своих взглядов, что привело к известности во всем мире. Она говорила о том, что не такой позы, движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Каждое движение великолепно только в том случае, если оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Дункан и стала основательницей танца, задача которого слушать свой внутренний голос и выражать его.
Философия танца
Контемп – не только способ успокоения нервов и приобретения гармонии. Он может исполняться под любую музыку, поскольку самое главное – выразить через пластику свое настроение. Можно не следовать плану, а только импровизировать.
Танец обладает возможностью саморазвития, не превращаясь в застывший стиль. Благодаря этому в нем сочетается естественность, простота форм и богатство эмоциональной составляющей. Контактная импровизация - игра с силами гравитации и инерции. Через прикосновение танцоры узнают практическую ценность таких понятий, как опора, умение отдавать и принимать, равновесие.
Особенности
Для жанра характерна исследовательская направленность через танец. Контемп – легкие и выразительные движения. Танцуются они обычно босиком. Основным движением является чередование напряженных и натянутых мышц и резкого сброса и расслабления. Проводится тщательная работа с дыханием, падения, подъемы и резкие остановки. В процессе работы внимание уделяется:
- телесному осознанию;
- качеству движений;
- работе с пространством.
Свобода самовыражения предполагает импровизацию. Для этого используется:
Танцевальная импровизация. Она учит, что важно не то как ты танцуешь, а что ты ощущаешь во время танца. Это позволяет танцору выйти за существующие рамки и создать новые движения.
Контактная импровизация. Заключается в исследовании работы тела с сохранением физического контакта с партнером. Для этого применяются приемы передачи веса, встречного баланса, вращения, падения.
Техника релиз. Она направлена на освобождение отдельных групп мышц с целью получения новых навыков. Добиться такого эффекта можно с использованием правильного дыхания и инерции.
Обучение
Сегодня многие школы позволяют начинающим познакомиться с этим направлением. Современная техника позволяет не только научиться танцевать, но и прочувствовать себя. Контемп бывает соло или парным. На уроках обычно учат сразу двум видам.
В основе обучения может лежать одна или несколько техник:
- Александера. Направлена на поддержание правильной осанки.
- Фельденрайза. Позволяет работать сразу над всем телом.
- Соматик. Дает возможность осознать все грани взаимодействия тела и разума.
- Рудольфа Лабана. Строится на понимании, наблюдении и описании всех форм движения.
- Марты Грэм. На первое место ставятся движения с брюшиной и тазом.
Во время обучения обязательно затрагиваются такие элементы как баланс и артикуляция, гравитация и техники работы с полом.
Много внимания уделяется и музыке. Если раньше использовалась классическая, сегодня достаточно ритма, заданного метрономом. Обязательно каждый урок начинается с растяжки, поскольку для выражения эмоций нужна гибкость, натянутые руки и ноги.
Для изучения танца нужна специальная одежда и обувь. Популярны универсальные джазовки, или танцевальные кроссовки из ткани. Форма одежды должна быть обтягивающей и эластичной, не сковывающей движения. Это может быть платье, спортивные брюки или леггинсы.
Сегодня этим направлением занимаются и дети с четырехлетнего возраста, и взрослые. Ребенка на уроках учат чувствовать музыку, осваивать элементарные движения и знакомиться с культурой современного танца.
В процессе тренировок обучающие получают знания об основных позициях и положениях в пространстве, о технике выполнения базовых упражнений в партере, а также экзерсисом и танцевальным связкам. Для музыкального сопровождения могут применяться фрагменты классических произведений, народных песен. Музыка может быть разной, но прошедшей обработку.
Почему стоит заниматься контемпом?
Танце позволяет заглянуть внутрь своей души. Появляется возможность выплеснуть свои эмоции, подарив зрителю море впечатлений. Поскольку занятия основываются на знаниях о возможности собственного тела, приходит легкость, возможность балансировать, осознанность.
Контемп научит следить за осанкой, решить проблемы с позвоночником и устранить боли в спине. Нагрузка всегда подбирается индивидуально. Это обеспечивает правильную работы сосудам, сердцу. При постоянных тренировках происходит улучшение обмена веществ.
Во время тренировок танцоры учатся слышать музыку, двигаться под нее. Лишь немногие направления позволяют раствориться в музыке.
В заключение отметим, что танцевальное направление ориентировано на здоровых людей, но были успешные попытки его применения для работы с детьми с аутизмом и другими отклонениями в развитии. При получении достаточных навыков каждый урок и танец становятся эксклюзивными.