К счастью, помимо великого множества эгоистичных авторов, стремящихся не только унести в могилу секреты успеха, которыми успели завладеть, но и сбить с верного пути последователей, находятся и такие, кто делится охотно самыми важными, базовыми принципами создания сложной художественной системы, которую принято обычно различать как художественное произведение. Учебные пособия, книги за их авторством, многочисленные статьи и уроки можно легко отыскать на бескрайних просторах интернета. Однако гораздо большей популярностью и уважением до сих пор пользуются еще те, кто бесчестно зарабатывает на том, что обманывает начинающих авторов, давая совершенно бесполезные, а чаще даже вредные советы из серии «как написать бестселлер». Все от того, что человек любит обманываться, всегда стремится обойти сложности и на трудный вопрос искать легкий и простой ответ. Так, например, иногда успешные авторы советуют пользоваться при написании книги не конкретными правилами, а своими чувствами. Бывает, доходит до того, что из уст вполне здравомыслящего человека, продавшего не одну книгу, можно услышать совет не придумывать план, не писать аннотацию, не пытаться сформулировать предысторию для каждого персонажа, а просто сесть писать, рассчитывая лишь на силу собственного воображения. Такой подход к творчеству может быть полезен только советующему, но никак не тому, кто решит воспользоваться этим советом, поскольку это лучший способ убить в себе автора и навсегда загородить дорогу в литературный мир.
Работа автора, о чем можно судить из слов, высказываний и фрагментов биографий именитых писателей, требует не меньше вложений сил, чем любое другое занятие, а вернее даже намного больше. Например, небезызвестный Стивен Кинг написал столько произведений, прежде чем его творения начали публиковать, что для листков с отказами, которые он вешал на гвоздь, уже не оставалось места. Естественно, что для этого недостаточно было бы написать несколько произведений и расстроиться, опустив навсегда руки. Об этом случае автор сам указывает в своей биографии. Но любой начинающий писатель должен вынести из этого опыта урок и для себя. Ведь еще до того, как Стивен Кинг прославился своими творениями, он успел написать столько, сколько и не пытаются порой недобросовестные авторы, ослепленные блеском случайного успеха. Конечно, можно представить, что настолько талантливый человек постоянно находится в состоянии вдохновения. Но такое предположение может сделать лишь тот, кто не знаком с теми условиями, в которых упомянутому автору приходилось работать в самом начале его творческого пути.
Поэтому необходимо знать и понимать, как устроено любое произведение и что можно вынести из этого знания. А это не так сложно, как может показаться.
Костяк произведения, как правило, всегда составляет идея. Идея, или посыл, который автор желает донести до читателя, формирует сюжет, а сюжет влияет на то, какими должны быть действующие лица, персонажи. Но остановимся пока именно на сюжете и оставим прочее без внимания, поскольку уже из объяснения всех тонкостей этих понятий, - идеи, сюжета и героев, - можно собрать целую книгу. В этом и сложность литературного дела, узнавая все больше, погружаешься в него, словно в бездонную впадину, но до сих пор еще не нашлось того, кто бы добрался до дна.
А характеризует сюжет – логика. Как и говорилось, все просто. Но вот вопрос, который немного прояснит ситуацию: почему линейный сюжет так популярен? Почему авторы так часто прибегают именно к этому способу повествования, несмотря на то, что есть и хорошие произведения, которые запоминаются и выделяются именно благодаря неординарному стилю, выраженному через непоследовательное раскрытие произведения в произвольном, кажется, порядке? А все потому, что сознание человека неспособно воспринимать мир иначе, кроме как посредством установления причинно-следственных связей. На самом деле логика сохраняется даже в произведениях с нелинейным сюжетом, но раскрывается она не сразу, и не привычным способом, а с использованием нестандартного повествования. Если идти в рассуждениях дальше, то можно смело утверждать, что в любом произведении, в любой книге, в любом фильме, рассказе, стихотворении есть своя логика, каркас, на котором и строится остальная часть художественного проекта, к какой бы сфере творчества он ни принадлежал.
Собственно, это и помогает определить приоритеты начинающему автору. К счастью, логика – это не то аморфное, бесформенное вдохновенно-псевдотворческое определение таланта, которым прикрываются некоторые писатели, когда искренние последователи допытываются их творческих секретов. Логика – вполне определенный, сформулированный предмет, отчего и становится возможным изучать его и использовать в работе. Это дает возможность определить и наиболее важную составляющую литературного произведения с позиции автора, а именно – идею. Иначе говоря, посыл. То, что автор пытается донести до читателя. Следует хорошо обдумать и сформулировать насколько возможно точно, какая мысль будет прослеживаться в каждой главе от начала и до конца произведения. Затем следует подобрать правильный сюжет, который будет наиболее полно, точно и, что немаловажно, понятно раскрывать авторскую мысль перед читателем. Это походит на подбор деталей, но если в таком представлении и утрачивается творческое начало, то это в действительности это не так, ведь все как раз наоборот. Ведь, перед автором ставится задача соединить детали механизма, всего лишь, но в его распоряжении находится бесконечное количество, как самих деталей, так и способов их соединения. Важно только помнить, что ни в коем случае нельзя пренебрегать логической составляющей.
От первого слова до самого последнего предложения, произведение непременно должно быть пронизано конкретным, определенным автором смыслом, должно подчиняться установленной им цели. А все прочее – и есть творчество, ведь так много всего остается на усмотрение автора, что и на одной логике далеко не уедешь.
В литературе существует множество правил, которые можно, а иногда необходимо нарушать, но никогда нельзя идти против логики. Ведь можно спорить о том, каким должен быть дом, из кирпича ли, из дерева, камня, круглый, квадратный, одноэтажный или в несколько этажей, но невозможно согласиться с утверждением, что достаточно произвольно скидывать материал в одно место, на котором здание построится само собой. Поэтому логика – лучший друг писателя.