Мотоцикл «Харлей-Дэвидсон» - мечта многих. За 110 лет своего существования название стало нарицательным – сегодня практически любой подобный транспорт называют «Харлеем».
Начало истории и биография производителей
Однажды Артур и Вильям решили изобрести к велосипеду собственноручно собранных мотор. Для этого был выбрать гараж, располагавшийся в городе Милуоки. Проект был сделан в 1901 году, но молодым людям потребовалось два года, чтобы собрать первый мотоцикл с двигателем объемом 116 куб. см. Весь полученный транспорт успешно прошел испытание на деревянных велодромах. Со временем деревянный гараж превратился в главный офис компании Harley-Davidson Motor Company. Фамилия очень быстро стала известна во всем мире.
К 1906 году достраивается первый сборочный цех, который занимал всего 250 кв. м. Изначально в нем работали 6 человек. В этот же год выходит первый каталог продукции. Еще через год в компанию приходит Уильям Дэвидсон, а сама фирма приобретает статус акционерного общества. В нем акционерами капитала стали три брата.
В 1908 году создатель занимает первое место в конкурсе среди производителей мотоциклов за надежность и долговечность. При этом совершенствует мотор, благодаря чему он становится и экономически выгодным. Появляется возможность проехать 199 миль на одном галлон бензина. На это обращает внимание мэрия Детройта, компания получает крупный заказ на производство мототехники для полицейских.
Основные события в последующие годы:
- 1909 г – выпуск первого двухцилиндрового V-образного двигателя с мощностью в 7 лошадиных сил;
- 1912 г – поставка транспорта в Японию, расширение дилерской сети в Америке;
- 1914 г – появление первый мотоциклов с коляской и двухступенчатой трансмиссией;
- 1915 г – выпуск мотоциклов с трехступенчатой коробкой передач.
В 1917 году треть продукции выпущенной компании было приобретено министерством обороны США. Для обучения военных механиков при заводе открывается специальная школа. Еще через три года H-D становится крупнейшим производителем мотоциклов в мире. К этому сроку насчитывается больше 2000 официальных точек продаж в 67 странах мира.
Практически каждый год происходит усовершенствование техники. Даже во времена Великой Депрессии компании удается продать больше 21 тыс. мотоциклов.
Годы Второй мировой войны и послевоенное время
В 1941 США вступает во Вторую Мировую войну, производители начинают ориентироваться на выпуск мототехники, которую можно было бы использовать для решения боевых задач. Для этого были представлены модели WLA, получившие прозвище «Освободитель». Они имели V-образный двухцилиндровый нижеклапанный движок с объемом 739 куб. см. Было сделано 90 тыс. техники этой модели.
В 1942 году разработана уникальная модель ХА 750 с горизонтальным оппозитным расположением цилиндров двигателя. Она стала отличным вариантом для эксплуатации в условиях пустыни. После окончания военных действий в Северной Африке она так и не поступила в массовое производство.
После окончания войны производство гражданских мотоциклов было восстановлено, уже в 1945 году началась сборка первого транспорта для обычного населения. Через год была представлена спортивная модель, ставшая лучшей среди транспорта того времени.
В первые два десятилетия после войны был созданы новые модели транспорта. Например, в 1957 году широкой публике представили Sportster. Модель чуть позже стала родоначальником целого семейства, которое существует и по сей день. Спустя три года был представлен скутер. В это же время была приобретена половина европейского предприятия, на площадях которого происходило создание небольших одноцилиндровых мотоциклов для локального рынка.
Основные достижения в период с 1970 по 2000 годы
В 1970 году на соляном озере Бонневиль был установлен мировой рекорд скорости для мотоциклов. Специально подготовленная техника дала возможность разогнаться до 426,5 км/ч. Через два года появляется спортивный вид для гонок на дерт-треке. XR-750 становится лучшим в своем классе на все последующие 30 лет.
Далее:
- 1977 г представлена модель с заниженным положением седла;
- 1980 г на технике появляется кевларовый приводной ремень, не требующий постоянного ухода, выдерживающий огромные нагрузки;
- 1984 г – появляется первая модель Softail;
- 1990 г – на рынке появляется модель Softail Fat Boy, вошедшая в историю кинематографа благодаря фильму «Терминатор 2: Судный день»:
- 1998 – открытие первого филиала за границей, в бразильском городе Манаус.
Мотоциклы Харлей Дэвидсон сегодня
Компания выпускает мотоциклы классов «кастром», «круизер» и «турер», а также запчасти и аксессуары к ним. Марка продолжает расти, так в 213 году была презентована новая модель с объемом двигателя 500 и 750 куб. см. Была радикально обновлена платформа для туристических мотоциклов.
Сегодня в продаже представлены разные модельные ряды:
- Sportster. Отличается круглым спидометром, прикрепленным к рулю, отсутствием амортизаторов в видимой части. Мотоцикл считается классикой.
- Дайна. Тип имеет более мощный движок, который крепится к раме с помощью сайлетблоков. Это придает вибрацию во время езды. Спидометр располагается на бензобаке, под седлом располагается ящик для аккумулятора угловатой формы.
- Softail. Тяжелый мотоцикл, который практически нельзя купить в России. Внешне выглядят классическим байком. Создается впечатление, будто колесо крепится сразу к раме. Двигатели в такой технике закреплены жестко, есть и балансировочный вал.
- V-Rod. Самый быстрый и мощный. В его создании принимали участие инженеры, работающие над машиной Порше. Конструкция была сделана так, чтобы транспорт мог добиться максимальной скорости.
- Street. Такой ряд была создан для того, чтобы техника лучше продавалась в азиатских странах. Поэтому данная разновидность отличается небольшой ценой и простой конструкцией.
- Touring. Отличный вариант для дальних поездок. Имеет больший размеры и комфорт.
- CVO. Самые продаваемые мотоциклы в настоящее время, являющиеся кульминацией кастомного турингового дизайна. Все модели имеют усовершенствованный мотор, отличный вариант для байкеров.
Таким образом, компания Harley-Davidson объединила людей из разных стран. Идеалы свободы и самовыражения, которыми живет холдинг, не имеют границ. Они находят отклик у самых разных людей независимо от их возраста, пола и культурных традиций. Среди почитателей техники есть люди практически всех профессий.