Истоки и принципы учения
Точное время зарождения аюрведы неизвестно. Отдельные моменты, созвучные современному учению, находят в древних индийских трактатах, упоминания встречаются в трудах по медицине и философии. Некоторые ученые полагают, что аюрведа развивается уже около 5 тысяч лет и именно она лежит в основе китайской и тибетской народной медицины.
Суть аюрведы – комбинация научных знаний и древней философской системы санхьи. Сегодня учение практикуется не только в Индии, но и в Непале, Индонезии, Мьянме и некоторых других странах. Аюрведические элементы входят в основу некоторых религиозных учений, их исповедуют индуисты, сикхи, буддисты, джайны.
В переводе с санскрита «аюрведа» означает «наука долголетия и жизни». Однако это вовсе не сборник отстраненных от жизни теорий. Аюрведические принципы вполне применимы в обычной жизни, на них базируются некоторые отрасли медицины, косметологии, правильного питания.
Основные направления системы – простота, гармония человека и природы, обретение душевного и физического спокойствия. Учение доносит мысль, что смысл жизни – бесконечный путь к самопознанию и самосовершенствованию, венцом которого должна стать гармония внутреннего и внешнего. При этом Аюрведа не склонна навязывать свои принципы, их можно использовать в той дозе и трактовке, которая необходима. Именно эта концепция конформизма делает учение востребованным в современной жизни. Аюрвелические идеи может использовать человек, принадлежащий к любой конфессии или вовсе далекий от религии.
Медицина как основа учения
Достижение душевной гармонии немыслимо без улучшения физического здоровья. Именно поэтому в аюрведическом учении огромное значение уделяется медицине. Индийские научные трактаты выделяют 8 основных направлений, посвященных конкретным разделам медицины:
- Каумара Бхритья. Охватывает широкий спектр педиатрии, от беременности и грудного вскармливания до оздоровления и воспитания детей различных возрастов.
- Кайя Чикитса. С точки зрения аюрведической медицины считается главным разделом. Посвящается лечению недугов, не имеющих связи с конкретным органом тела: сахарному диабету, истерии, анемии.
- Шалакья Тантра. Более узкий раздел, занимается исключительно заболеваниями глаз.
- Шалья Тантра. Включает все вопросы, связанные с акушерством и хирургией.
- Агада Тантра. Очень актуальная в древности тема, посвященная выведению из организма различных ядов. Сегодня это раздел может заниматься не только укусами ядовитых существ, но и химической интоксикацией.
- Ваджикарана Тантра. Решает вопросы бесплодия, импотенции и других проблем в области репродукции.
- Бхутавидья. В древности эта сфера относилась к колдовству и его воздействию на человека. В современных трактатах изучаются вопросы различных психологических методик, например, гипноза.
- Расаяна Тантра. Раздел, посвященный вопросам долголетия.
В Индии врачи, работающие по аюрведической системе, носят имя упадхи. Большинство докторов занимаются только одной отраслью медицины, но существуют и универсальные специалисты, способные определить основную проблему конкретного пациента.
С точки знерия аюрведы, на душевное и физическое состояние человека оказывают влияние 5 первоэлемнтов (панчамахабхут):
- вода;
- земля;
- огонь;
- воздух;
- эфир.
Джапа (вода) управляет всеми жидкостями в теле, притхви (земля) отвечает за твердые элементы: кости, зубы. Сфера влияния вайя или воздуха – душевное состояние человека и его общее самочувствие. Акаша или эфир управляет всеми внутренними органами человека: сердцем, печенью, почками, кровеносной системой. Агни (огонь) отвечает за выработку определенных ферментов, например, желчи или желудочного сока.
Чтобы организм функционировал правильно, необходимо равновесие стихий. С точки зрения аюрведы, преобладание одного элемента в ущерб другим способно спровоцировать заболевания, душевные или физические. Задаче аюрведической медицины – уравновесить баланс, поддержав недостаточно развитую стихию и снизив уровень той, что находится в избыточном виде.
Аюрведа: теория трех дош
Согласно учению, пять первоэлементов объединяются в базовые энергии, получившие название доши:
- пита (огонь и вода);
- вата (воздух и эфир);
- капха (земля и вода).
Аюрведа учит, что в организме человека преобладает та или иная доша, причем определить этот баланс можно, изучив внешний вид пациента. В трактатах указывается 7 типов телесной конституции. Самой совершенной считается тридоша – идеальный баланс всех стихий. Природная конституция этого типа встречается редко, задача упадхи – привести человека к идеалу.
Изучение человека и точное определение преобладающих стихий помогает врачу точно определить причину болезни, которая находится в начальной стадии и своевременно начать лечение.
Физическая оценка – не единственная основа учения. На состояние человека оказывают влияние и гунны – энергии ума. Аюрведисты выделяют 3 основных гуны:
- саттва (доброта, красота, состадание);
- раджас (агрессия, страсть, неуемная энергия);
- тамас (невежество, лень, депрессия, негативизм).
Гуна, берущая верх, оказывает существенное влияние не только на характер, но и на физическое состояние человека и нередко является провоцирующим фактором для серьезных недугов. Точное определение преобладающих дош и гунн позволяет правильно определить диагноз и порекомендовать лечебную или восстанавливающую программу.
Диагностика и лечение
Врач, придерживающийся аюрведических методик, действует по заранее составленной программе. В нее входит:
- прослушивание пульса;
- исследование мочи и кала;
- изучения языка;
- анализ голоса и дыхания (громкости, интенсивности, тембра);
- пальпация (прощупывание различных органов, прежде всего брюшной полости);
- общий анализ внешнего вида пациента;
- анализ глаз.
Все исследования врач проводит без дополнительных приборов, ориентируясь лишь на собственные ощущения и опыт. После постановки диагноза назначается лечение.
Основа восстановления – правильное питание. В аюрведических трактатах развивается мысль, что именно еда способна повлиять на здоровье и качество жизни человека, от нее зависит самочувствие и долголетие.
С помощью правильно подобранной пищи можно уравновесить энергию дош. Считается, что определенные продукты и блюда способны активизировать ту или иную энергию. Имеет значение и время приема пищи, ее температура, количество, правильное сочетание. Изменить соотношение стихий способны специи, которым в аюрведе уделяется особое значение.
Кроме программы питания в лечебную систему включаются лекарственные средства натурального происхождения, созданные на основе трав. Аюрведа учит, что синтетические препараты накапливаются в органах и со временем провоцируют серьезные проблемы со здоровьем. Врачи, придерживающиеся аюрведических принципов, не используют даже синтезированные витаминные комплексы и подбирают природные аналоги всех известных лекарственных компонентов. Таким же правилам отвечает и традиционная косметология. Натуральная косметика без синтетических консервантов, созданная по аюрведическим методикам, популярна во всем мире и производится не только в Индии, но и в других странах.
В медицинские практики включают и внешнюю работу с телом: массаж, йогу, воздействие на биологически активные точки. Очень важна медитация, позволяющая добиться физической и душевной гармонии.