Эффект чирлидерш (встречается форма «черлидерш») - феномен, который многим известен не из научных статей, а со слов одного из персонажей сериала «Как я встретил вашу маму» (How I Met Your Mother) по имени Барни Стинсон, который утверждал, что люди в компании смотрятся куда привлекательнее, нежели поодиночке. 

Почему чирлидерши?

Чирлидерши - участницы группы поддержки, отличительной чертой которых являются экстравагантные наряды и яркие помпоны в руках. Девушки обычно представляют эффектное выступление с элементами танцев и акробатики. Одежда чирлидерш, как правило, в одной цветовой гамме и выгодно подчеркивает общую привлекательность команды поддержки. Но работает ли это с каждой отдельной девушкой?


Мнение ученых

Долгое время такое наблюдение никто не принимал всерьез, пока ученые не выяснили - эффект чирлидерш действительно существует. В американском (Калифорния) и автралийском (Аделаида) университетах были проведены исследования, в рамках которых участникам предлагалось оценить внешность человека на групповом и индивидуальном фото. 

Участники такого эсперимента подтверждали - в компании человек выглядит привлекательнее. Неоднократное повторение таких результатов эксперимента укрепило ученых в их точке зрения. Дрю Уолкер (Drew Walker) из Университета Калифорнии проверил гипотезу Барни Стинсона пять раз и пришел к выводу, что эффект чирлидерш достигается в несколько когнитивных «шагов»:

  1. При просмотре коллективной фотографии человеческий глаз автоматически объединяет все лица на снимке в одно, т.к. в таком случае фокус восприятия рассеен. 
  2. Мелкие детали лиц и одежды размываются и теряются в общем облике изображенной на снимке компании, что создает эффект целостности образа, который соответствует среднестатистическому.
  3. Среднестатистический образ, созданный мозгом, воспринимается как достоверный и наиболее гармоничный.


Как использовать эффект чирлидерш?

Представить свою внешность в выгодном свете при помощи эффекта чирлидерш можно как в жизни, так и на фотоснимке. Достаточно попросить друзей составить вам компанию. Обратите внимание, например, на музыкальные группы, которые и в жизни, и на снимках довольно часто появляются в полном составе. Когнитивное искажение работает и в случае со свадебными и другими праздничными фотосессиями, эффект усиливается за счет макияжа и одежды, которая на таких мероприятиях обычно смотрится привлекательно в отношении общего стиля или цветовой гаммы.

Стоит помнить, что использующий эффект чирлидерш сам не должен выделяться из «толпы», его одежда должна соответствовать стилю или цветовому исполнению одежды коллектива. Таким образом, если соблюдать эти несложные правила, можно выгодно подчеркнуть привлекательные черты своей внешности и добиться желаемого эффекта.