«Амурское чудо»
Мост через Амур в Хабаровске – самый протяженный на Транссибирской магистрали. По руслу реки он простирается на 2600 м, а его общая длина – 3690 м. Высота моста – 60 м, длина его пролетов – 127 м.
«Амурское чудо», «Венец Транссиба» – у моста много громких эпитетов. И это неудивительно, ведь на нем Великий Сибирский путь окончательно замкнулся. Он связал центр России с дальневосточными окраинами. Его смело можно назвать достопримечательностью Хабаровска.
Изначально Амурский мост был только железнодорожным. После реконструкции по нему стали ездить и автомобили. Пешеходное движение теперь отсутствует, хотя раньше по мосту можно было прогуляться неспешным шагом. Мост охраняется, все подходы к нему закрыты.
«Амурское чудо» поражает своим размахом и остротой инженерной мысли. Не зря он удостоен чести быть на купюре самого высокого номинала. Примечательно, что на банкноте он изображен еще однопутным, до строительства второй очереди.
История Амурского моста
Строили, взрывали и снова строили – такова краткая история «Амурского чуда». Мост в Хабаровске пережил две войны и два подрыва.
Перед проектировщиками стояла сложная задача: Амур-батюшка – река со своенравным характером. У него быстрое течение, а глубина достигает 14 м. Над проектом работали два великий русских инженера – Лавр Проскуряков и Григорий Передерий. Первый работал над русловой частью моста, а второй – левобережной подъездной эстакадой.
Проект получился новаторским и предполагал необычное для того периода сочетание стали и железобетона. В итоге бурная дальневосточная река была перекрыта цепью ферм из металла и железобетонной арочной эстакадой.
На возведение «Амурского чуда» пошло около 18 т металла. Казне России его строительство обошлось без малого в 14 млн рублей. По тем временам это были баснословные деньги.
Гранит для опор везли из местных карьеров на реке Тунгуска. Фермы делали в Варшаве, перевозили по железной дороге в Одессу, кораблями переправляли через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны до Владивостока. Там их перегружали и уже по железной дороге доставляли в Хабаровск.
В строительстве моста были задействаны в основном солдаты. Также использовался и труд каторжников, что было нормой для того времени.
Беспрецедентная по тому времени конструкция была построена за три с небольшим года. Мост удостоен Большой золотой награды на Всемирной выставки технических достижений. Его торжественно открыли 5 ноября 1916 года. Изначально мост назывался Алексеевским, в честь цесаревича Алексея Романова.
Вот только радовал он людей не так долго. Во время Гражданской войны мост был взорван. Это сделали 5 апреля 1920 года отступавшие из Хабаровска партизаны. Спустя пять лет «Амурское чудо» решили восстанавливать.
В конце 80-х годов стало ясно, что даже гениальные инженерные мысли не вечны. Хабаровский мост через Амур перестал справляться с возросшим потоком железнодорожного транспорта. На 90-е годы приходится его второе рождение. Реконструкция моста проводилась в несколько этапов. В общей сложности она длилась более десятка лет. Обновленная конструкция получилась менее изящная, но зато она отвечает современным реалиям.
Экскурсии
Насладиться величием Хабаровского моста можно из окна автомобиля или поезда. Пройтись по нему пешком в данный момент не представляется возможным. Однако можно посетить музей истории Амурского моста. Он находится на прилегающей территории. Его главный экспонат – металлическая ферма длиной 127 м. Это один из элементов царского моста. Ферму демонтировали во время реконструкции и оставили на память потомкам. Она установлена на стилизованных опорах.
Музей работает по следующему расписанию: понедельник и воскресенье – выходной; вторник, среда, четверг и пятница – по предварительной заявке. Свободное посещение возможно только в субботу. Часы работы – с 10 до 17. Вход бесплатный.
Как добраться
Мост через Амур в Хабаровске начинается в Краснофлотинском районе города, от перекрестка улиц Тихоокеанской и Трехгорной. Добраться можно на автомобиле или общественным транспортом: автобусами № 8, 11, 15, 16, 23, 57 или трамваем № 5 до остановки «Депо».