Вам понадобится
  • Текст Гранина Д.А. «Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер…»
Инструкция
1
Выясняем проблему текста. Пример предложения: «В поле зрения писателя Д.А. Гранина находится проблема проявления милосердия».
2
Комментируем проблему.
Пример: «Вначале автор рассуждает об истории слова «милосердие» и о том, как в ходе истории нашей страны это чувство «убывало». Затем писатель напоминает нам, как в русской литературе развивалась тема милосердия».
3
Обозначаем позицию автора.
Пример: «Д.А. Гранин считает, что проблема проявления милосердия всегда должна быть жизненной. Это чувство надо сохранить. Он призывает общество задуматься над этим вопросом. А каждый человек должен подумать над тем, тревожит ли его совесть, если он не помог нуждающемуся, отдает ли что-нибудь взамен, жертвует ли чем-нибудь ради другого».
4
Обозначаем свою позицию.
Пример: «Я согласна с автором в том, что эта проблема всегда останется животрепещущей, и хочу добавить, что чувство милосердия надо развивать. В этом вопросе помогают писатели. Должны быть заинтересованы и все, кто связан с воспитанием молодого поколения. Я считаю, что быть милосердным нетрудно, так как проявление этого чувства связано с заботой, помощью».
5
Приводим первый аргумент.
Пример: "Милосердными могут быть люди разного возраста. Например, в рассказе Ю. Яковлева «Мальчик с коньками» говорится о том, как подросток заметил на улице старого человека, которому было плохо. Он помог ему добраться до дома, сходил за лекарствами, вызвал скорую помощь. Когда приехала скорая помощь, мальчик переживал, что санитары неосторожно несут человека, они его сильно трясут и ему больно. Человеку сделали операцию на сердце, вынули из груди осколок военного времени. Мальчик не мог остаться равнодушным к болезни старого солдата. Он сходил в больницу, узнал о его самочувствии. Доктор, который делал операцию, отдал мальчику осколок, вынутый из груди Бахтюкова. Мальчик нес осколок в руке и представлял, как больно было человеку ходить с таким осколком в груди. Так подросток помог старому человеку избавиться от боли и был рад тому, что мужчина будет жить".
6
Приводим второй аргумент.
Пример: «Проблема проявления милосердия поставлена и в рассказе Н. Телешова «Елка Митрича», в котором говорится о том, как сторож барака Семен Дмитриевич пожалел детей-сирот и решил устроить праздник. Митрич понимал, что судьба детей-сирот печальна. Они не видят радости в жизни. Он вырубил елку, насобирал огарков свечей, на последние деньги купил конфет и колбасы и повесил все это на елку. Дети съели по конфетке и по кусочку колбасы и радостно водили хоровод. Митрич сделал доброе дело по доброте душевной. Он искренне хотел, чтобы дети-сироты знали, что есть на свете праздник и есть добрые люди, которые могут проявить милосердие».
7
Делаем вывод.
Пример: «Человек изначально добр, поэтому он может открывать в себе способность жить для других. В милосердии надо тренироваться. Причин не замечать в окружающем мире нуждающихся можно найти много. Но человек с детства должен приучать себя не отворачиваться от чужой боли, от чужой беды».