Говоря о торговой политике вообще, чаще всего подразумевают именно политика, регулирующая вопросы внешней торговли. Внешнеторговая политика подразумевает под собой совокупность методов, принципов и рычагов воздействия государства на внешнеэкономические торговые связи. Наиболее часто применяемыми рычагами внешнеторговой политики являются налоги, субсидии, таможенные пошлины и правила торговли резидентов и нерезидентов той или иной страны.
На практике торговая политика чаще всего оказывает воздействие на экспорт и импорт товаров. Если смотреть на нее с такой точки зрения, то можно выделить несколько моделей внешнеторговой политики.
Первая модель - протекционизм. Под ним подразумевается введение таких правил импорта товаров, который бы не позволил ввозящим их предпринимателям иметь экономические выгоды от его реализации на указанной территории. Устанавливаются либо завышенные пошлины, либо прямые запреты на ввоз. Данная политика применяется крайне редко, так как она может повлечь не только экономическую напряженность в стране, но и внешнеполитическую. Протекционизм может иметь свои разновидности. Первая разновидность - селективный протекционизм, направленный на определенную группу товаров или конкретную страну. Вторая - отраслевой, главной целью которого является защита определенной отрасли производства или экономики. Третий - это коллективный протекционизм, который подразумевает применение протекционных мер несколькими странами одновременно. Четвертая разновидность - скрытый протекционизм, который отличается от всех остальных отсутствием использования таможенных методов.
Вторая модель внешнеторговой политики - политика свободной торговли. Название говорит само за себя. Государство полностью снимает все торговые ограничения как внутри страны, так и на своих таможенных границах, позволяя свободно курсировать потоку товаров. Применение подобной политики возможно только при наличии развитой национальной экономики, которая позволила бы предпринимателям на равных конкурировать с импортными товарами и услугами.
Особое положение занимает модель монетаризма, согласно которой главным для экономики страны является не наличие развитой национальной экономики или сильных торговых связей, а обилие денежной массы в экономике. С точки зрения торговых отношений обилие денежных средств можно достичь не только реализацией произведенных в стране товаров, но и за счет выполнения посреднических функций между странами, формирующими спрос и предложение на товары и услуги. Также наличия большого количества денег в экономике можно добиться за счет кредитно-денежной политики и развития международного кредитования и инвестирования. Но нельзя забывать, что избыток денежных средств неминуемо ведет к инфляционным процессам.