Трансфертной называется цена, которая действует при осуществлении хозяйственных операций между разными подразделениями одной компании или же между субъектами, входящими в состав единой группы компаний. Соответственно, трансфертное ценообразование представляет собой целенаправленную деятельность по установлению цен между этими коммерческими предприятиями.
Подобные цены дают возможность перераспределять общую прибыль в пользу тех лиц, которые находятся в странах с низкими налогами. Установление трансфертных цен – один из самых распространенных в мировой практике способов налогового планирования и минимизации налогов, уплачиваемых в пользу государства.
По этой причине трансфертные цены стали объектом контроля со стороны фискальных служб государства. Например, в Налоговом кодексе РФ предусмотрен специальный раздел, в котором прописаны полномочия налоговых органов по контролю ценообразования при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. Подходы российских налоговых органов в этой сфере находятся в тесной связи с принципами, которые широко используются иностранными налоговыми администрациями.
Самые первые попытки ввести регулирование в сфере трансфертного ценообразования предприняли Соединенные Штаты Америки в середине 60-х годов прошлого столетия. Нынешнее российское законодательство в данной области действует с 2012 года. Закон устанавливает, что любые сделки между взаимозависимыми лицами контролируются с позиции регулирования трансфертных цен. В ряде случаев налоговая служба имеет право вести сравнение тех цен, которые фактически применяют налогоплательщики, с рыночными ценами. В случае, если выявляются существенные и необоснованные отклонения от рыночных цен, фискальные органы вправе доначислять налоги.
При этом объектами контроля признаются сделки с оборотом более 1 млрд рублей в год; сделки, где участниками являются иностранные взаимозависимые лица; где одна из сторон применяет специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН), а также ряд иных оговоренных законодателем сделок. По операциям такого рода налогоплательщик должен подать в налоговую службу соответствующее уведомление и подготовить особую отчетность по трансфертному ценообразованию.
В российской деловой практике успешно действуют компании, которые специализируются на решении вопросов, имеющих непосредственное отношение к трансфертному ценообразованию. Специалисты таких компаний ведут обучение методам ценообразования, осуществляют консультационные проекты для предприятий различной производственной направленности.
Оптимизация налогообложения требует знания законодательства в области трансфертного ценообразования, умения правильно вести соответствующий документооборот, а также обоснованно применять цены по тем сделкам, которые подвергаются налоговому контролю.
Один из ключевых моментов в сфере трансфертного ценообразования – правильная диагностика рисков формирования цены, которая проводится с учетом производственно-сбытовой деятельности предприятий, имеющейся системы поставок, структурирования внутригрупповых сделок. Грамотное определение трансфертных цен требует также эффективного управления и взаимодействия между различными службами предприятия в рамках комплекса мер по неукоснительному соблюдению налоговых требований.
Министерство финансов России и налоговые органы страны участвуют в активной разъяснительной работе по вопросам, которые возникают в связи с введением в действие обновленного законодательства о трансфертных ценах. Применение норм закона в данной области нередко связано с трудностями, возникающими по причине неясности формулировок отдельных положений и трудоемкости ведения отчетности.
Разрабатывая правила трансфертного ценообразования, законодательные органы взяли за основу принципы сопоставления цен, разработанные в ряде иностранных государств. Эксперты не исключают внесения изменений в отечественное налоговое законодательство в части, касающейся сделок с нематериальными активами. Эти изменения и ограничения будут направлены на противодействие размыванию налоговой базы и возможному выводу прибыли предприятий из налогообложения.