Итак, вы внесли последний платеж за ипотеку. Теперь квартира полностью ваша! Но это еще следует должным образом оформить. То есть, погасить регистрационную запись об ипотеке в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Пакет документов
Какие документы вам понадобятся:
- заявление о погашении записи об ипотеке. Образец есть на сайте Росреестра (ранее Регпалата);
- оригинал кредитного ипотечного договора с банком;
- договор купли-продажи на квартиру;
- оригинал закладной;
- справка от вашего банка, свидетельствующая об исполнении вами всех обязательств по кредиту;
- нотариально заверенные копии уставных документов выдававшего кредит банка.
Общий план действий
В целом дальнейшие действия владельца жилья после выплаты всей суммы ипотеки таковы:
- Подать в банк заявление о снятии обременения с квартиры.
- Банк делает отметку в закладной на квартиру, что вы полностью выплатили ипотеку. Сроки этого этапа зависят от конкретного кредитного учреждения.
- Вы получаете в банке закладную с отметкой и другие необходимые документы.
- Предоставляете пакет документов в местное отделение Росреестра.
- Росреестр проводит погашение регистрационной записи об ипотеке и вносит новые сведения в ЕГРН. Это происходит обычно за три рабочих дня.
- Вы получаете выписку из ЕГРП, свидетельствующую о погашении регистрационной записи об ипотеке.
Иногда банки могут выдавать ипотечные кредиты без закладной. В таком случае кредитная организация и владелец недвижимости подают в Росреестр совместное заявление о погашении записи об ипотеке. Если у вас как раз такой кредит, все свои действия по переоформлению квартиры согласовывайте со своим банком.
Если владельцев квартиры несколько (например, муж, жена и сын), то заявления должны подавать все. Либо вопросом может заняться один человек, получив от других совладельцев нотариальную доверенность.
Обратите внимание, что с середины 2016 года в России не выдают свидетельства о праве собственности на квартиры. Теперь достаточно выписки из ЕГРП, которая распечатывается на обычном листе бумаги А4.
Как обратиться в Росреестр
Подать документы в Росреестр можно следующим образом:
- лично обратиться в офисы Федеральной кадастровой палаты (ФКП Росреестра);
- лично обратиться в многофункциональный центр (МФЦ);
- через электронный сервис на сайте Росреестра.
В отделениях ФКП Росреестра люди часто сталкиваются с необходимостью долго ждать в очередях. Если предусмотрена электронная очередь, то проблемой становится очередь за талоном. Нередко люди приходят заранее, а потом приходится еще дожидаться своего времени.
Есть возможность записаться на прием в ФКП Росреестра заранее. Для этого нужно иметь регистрацию на портале «Госуслуги», и с тем же паролем и логином войти в личный кабинет на сайте Росреестра. В меню находите «Запись на прием» и выбираете нужное подразделение и доступное время.
Как правило, подать и получить документы через МФЦ бывает проще и удобнее. Но зато ждать готовых документов придется на пару дней дольше.
Дистанционная подача заявления
Теперь подробнее о том, как переоформить квартиру дистанционно. Чтобы воспользоваться такой услугой, необходимо обладать электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Это аналог обычной подписи от руки, который используется для электронного документооборота.
Приобрести сертификат электронной подписи можно в особой организации - удостоверяющем центре. Так, подобный центр работает при подведомственной Росреестру ФКП. Также на вашем компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение.
Если электронная подпись имеется, то для подачи заявления о снятии обременения с квартиры можно воспользоваться личным кабинетом на сайте Росреестра. Или же на этом сайте выбираете в меню: «Госуслуги» - «Подать заявление на государственную регистрацию прав» - «Регистрация прекращения прав, ограничений (обременений) прав» - «Погашение регистрационной записи об ипотеке».
Далее внимательно заполняйте все необходимые поля:
- Введите личные сведения: ФИО, паспортные данные, СНИЛС, адрес, телефон, контактные данные;
- Укажите данные о квартире: тип объекта, кадастровый номер, адрес, дату и номер государственной регистрации ипотеки;
- Загрузите требуемые документы в электронном формате;
- Удостоверите свои действия электронной подписью.
Если с заявкой и документами окажется все в порядке, выписку из ЕГРН через несколько дней пришлют вам на электронную почту.