Для многих семей ипотечное кредитование является единственной возможностью приобрести собственное жилье. При рождении второго (и последующих детей) ребенка российская семья в соответствии с законодательством получает сертификат на материнский (семейный) капитал, который дает право на финансовую государственную помощь. В 2018 году ее размер составляет 453 026 рублей. Средства материнского капитала можно направлять на улучшение жилищных условий, в том числе на покупку жилья на условиях ипотечного кредитования. Если собственных денег не хватает на приобретение квартиры или дома, разрешается использовать сертификат для оплаты ипотеки или ее первоначального взноса. В этом случае жилье, купленное на условиях ипотеки, будет иметь статус «обремененное» до тех пор, пока заемщик не расплатится окончательно с банком.
Сведения о том, что приобретенный объект недвижимости находится в залоге, находятся в Едином государственном реестре регистрации имущественных прав, куда вносится соответствующая запись. Как только ипотечный заем будет погашен, необходимо решать вопрос о снятии обременении с приобретенных квадратных метров. По идее, выплата ипотеки является основанием для снятия обременения. Но собственнику надо внести изменения в ЕГРП и получить новую выписку.
Для этого необходимо предоставить в Росреестр соответствующие документы:
- заявление о снятии обременения с объекта недвижимости,
- справку из банка или другой кредитной организации, выдавшей ипотечный заем, о погашении ипотечного кредита;
- договор, заключенный с финансово-кредитной организацией, о предоставлении ипотеки,
- копию документа о залоге недвижимости,
- документ, удостоверяющий личность гражданина, - паспорт,
- документы, по которым возникли права на объект недвижимости (договор купли-продажи или договор долевого участия),
- квитанцию об оплате госпошлины за внесение изменений в кадастровый реестр и сбора за выдачу новой выписки из ЕГРП,
Если снятие обременения осуществляется в судебном порядке, к вышеперечисленным документам необходимо приложить решение суда.
Перечень прилагаемых к заявлению документов зависит от особенностей кредитных и других имущественных правоотношений в рамках приобретаемого объекта недвижимости.
Если собственников несколько, то заявления должны подавать все, у кого есть доля в данном объекте недвижимости. Заявление за несовершеннолетних детей могут написать их родители или законные представители.
Для подачи документов на снятие обременения с недвижимости необходимо обратиться в отдел Росреестра или в Многофункциональный центр «Мои документы» по месту жительства.
Клиентам Сбербанка банк предоставляет упрощенную и, к тому же, бесплатную процедуру снятия обременения. Чтобы ее выполнить, заемщику нужно обратиться в отделение банка и, предоставив паспорт и кредитный договор, подать соответствующее заявление. В течение недели Сбербанк подготовит и направит в МФЦ по месту жительства заемщика сообщение о готовности документов для проведения процедуры. После этого клиенту (собственнику недвижимости) нужно обратиться в Многофункциональный центр или региональный отдел Росреестра для подачи заявления на снятие обременения.
Иногда возникают ситуации, когда сам собственник жилья (заемщик) не может ходить по инстанциям для подачи документов. В этом случае он может поручить это юристу, на которого предварительно необходимо оформить доверенность и заверить ее у нотариуса.
При покупке жилья без участия банка заявление о снятии обременения в регистрационную палату (госрегистратору в Росреестре) должен подавать продавец. Он подписывает заявление в присутствии регистратора. Если у продавца нет возможности самостоятельно обратиться в Росреестр, он должен заверить у нотариуса подпись в заявлении и направить его в Росреестр, в том числе и по почте заказным письмом.