Эквайринг – экономический термин, который подразумевает оплату услуг, работ и товаров с помощью банковской карты и специального терминала без использования наличных денег. Слово английского происхождения, и в буквальном переводе оно означает «приобретение».
У способа есть свои плюсы как для организации, так и для клиента: организация экономит на инкассации наличности и исключает риск получения фальшивых купюр, а клиент, кроме быстроты расчета, уже не волнуется, что продавец ошибется со сдачей.
Что такое эквайринг?
В широком смысле эквайринг является банковской услугой, для работы с которой организация должна заключить договор с банком-эквайером, после чего работники этого банка установят на территории организации специальное оборудование. Под таким оборудованием, чаще всего, понимаются банкоматы, пин-пады или платежные терминалы.
Эквайринг подразделяется на три вида:
- торговый, когда расчет ведется непосредственно в магазинах, ресторанах, фитнес-клубах, отелях и т.д.;
- интернет-эквайринг, при котором покупки осуществляются в сети Интернет при помощи специального интерфейса;
- АТМ-эквайринг – это банкоматы и терминалы, дающие возможность снять или положить на счет наличные деньги.
Поскольку эквайринг представляет собой договор между организацией-продавцом и банком, у каждой стороны имеются свои обязательства. Организация должна:
- обеспечить место на своей территории для установки оборудования банка;
- принимать для расчетов с клиентами банковские карты;
- выплачивать банку положенную по договору комиссию.
А обязательства банка-эквайера включают:
- установку на территории организации терминалов или другого необходимого оборудования;
- обучение работников организации обслуживанию по платежным картам;
- обеспечение проверки средств на карте клиента, чтобы в момент покупки их было достаточно;
- возмещение организации оплаченной по карте суммы в установленные сроки;
- предоставление расходных материалов;
- предоставление технических консультаций при возникновении трудностей с оборудованием или расчетами по картам.
Кому и для чего нужен эквайринг?
В первую очередь, эквайринг нужен и полезен организациям, поставляющим товары и услуги. Такой способ расчета влияет на имидж компании и желанность покупок, сказывается на привлечении клиентов и минимизирует риски:
- Имидж организации улучшается, поскольку при использовании эквайринга предприятие выглядит в глазах клиентов более престижно. И, кроме того, картами платить удобнее, поэтому увеличивается и число потенциальных покупателей. А согласно статистике при безналичном расчете люди тратят больше денег.
- Эквайринг наиболее удобен состоятельным слоям населения, а значит, его использование увеличивает возможность прироста обеспеченных клиентов и клиентов крепкого среднего класса.
- Эквайринг полностью исключает риск получения фальшивых денег, экономит средства предприятия за счет отсутствия нужды в инкассации, а банки же предоставляют организациям льготы: дисконтные программы, скидки и т.д.
Самим банкам эквайринг нужен, поскольку существенно расширяет их возможности путем привлечения дополнительных финансовых средств и увеличивает количество постоянных клиентов.
На деле, кстати, банки не являются прямыми владельцами платежных систем и в договорах представляют их лишь формально. Всей информацией об эквайринге, а также ответственностью за техническую сторону вопроса владеют такие мировые бренды, как Visa, UnionPay, MasterCard, American Express и т.д. И некоторую часть от комиссионного вознаграждения банки перечисляют на счета платежных систем.
Эквайринг нужен и для покупателей, поскольку комиссий с них при расчете не снимается, и можно не носить с собой крупных сумм.
Торговый эквайринг
Технология торгового эквайринга осуществляется за счет особого устройства – POS-терминала, который находится на постоянной связи с банком и платежной системой в онлайн-режиме. А все торговые операции проходят в три этапа:
- клиент вставляет банковскую карту в считывающее устройство терминала, а если используется бесконтактная технология PayPass - просто подносит ее к нему;
- с магнитной полосы или чипа карты считываются данные, сразу проводится проверка платежеспособности и идет запрос в банк на разрешение снятия средств;
- после завершения операции покупателю выдается чек со всей информацией о проведенной транзакции.
Как запасное средство на случай неполадок с POS-терминалом организации могут использовать импринтер – устройство, с помощью которого кассир делает оттиск карты на специальный чек, куда заносит данные клиента. А перед этим ему нужно позвонить в банк, чтобы проверить карту и получить разрешение на операцию.
А зачисление денег на счет организации при использовании торгового эквайринга происходит так:
- в конце рабочего дня компания отправляет в банк данные по проведенным операциям с помощью банковских карт;
- банк эти данные обрабатывает, вычитает положенную по договору комиссию и отправляет средства на счет организации;
- срок перевода определяется договором, но обычно не превышает 1-2 дней.
Чтобы подключить торговый эквайринг, нужно выбрать банк-эквайер, уточнить там список необходимых документов, собрать их ко дню заключения договора. А после его оформления, которое занимает от 1 до 4 недель, компании присвоят номер, который будет привязан к ее счету. И как только все юридические вопросы будут решены, банк установит оборудование, протестирует его и обучит сотрудников компании-клиента.
Интернет-эквайринг
В случае интернет-эквайринга с компанией работает сервис-провайдер, который обеспечивает безопасность операций и отвечает за их фонд-мониторинг. Сами же операции проходят по следующей схеме:
- человек выбирает в интернет-магазине оплату картой, его перенаправляют на авторизационную страницу провайдера, где необходимо ввести платежные реквизиты;
- после этого провайдер делает запрос и перенаправляет покупателя на страничку банка;
- на страничке проходит аутентификация, запрос провайдера направляется в международную платежную систему, откуда приходит ответ об одобрении или отказе на оплату;
- провайдера передает этот ответ интернет-магазину и покупателю;
- если же операция разрешена, интернет-магазин продает товар и аннулирует заказ, клиринговый файл уходит в расчетный банк, который и переводит возмещение по операции на счет интернет-магазина.
А спектр услуг в сфере интернет-эквайринга провайдеры предлагают достаточно широкий.
Как подключить интернет-эквайринг?
Подключение начинается с проверки того, чтобы интернет-магазин соответствовал требованиям международных платежных систем. И как только соответствие будет достигнуто, нужно ввести те элементы интерфейса, которые станут отвечать за проведение расчетов.
После этого потребуется подготовить раздел с публичной офертой, где описаны условия и обстоятельства возврата денег покупателю. И конечным шагом делают значки используемых платежных систем.
Как только все это будет сделано, нужно дождаться, пока пройдет проверка в службе безопасности финансового учреждения. И обычно этот процесс носит чисто формальный характер. А все организационные вопросы берет на себя сервис-провайдер.