Основная роль и задачи гаражной вентиляции
Проведение вентиляционной системы как в гараже, так в любом другом помещении необходимо для создания в нем эффективного воздухообмена. За счет правильного обустройства вентиляции в гараже в нем не будут накапливаться конденсат, выхлопные газы и различные токсичные испарения, которые выделяются в процессе эксплуатации автомобиля.
Таким образом, монтаж гаражной вентиляции должен быть направлен на решение следующих задач:
- предотвращение повышенной влажности, которая образуется при попадании в помещение дождя, снега, а также грязи от автомобиля;
- устранение вредных для человека газовых испарений;
- защита стен и потолка помещения от плесени и прочих грибковых образований, возникающих из-за скопления в гараже конденсата;
- бережное содержание автомобиля, инструментов и прочих принадлежностей в сухости и защита их от коррозии и ржавчины;
- создание благоприятного микроклимата в погребе гаража (при его наличии) для долговременного хранения овощей и других продуктов.
Виды гаражных вентиляционных систем
Наиболее распространенной системой является естественная вентиляция. Она отличается несложной реализацией и не требует большого бюджета, поэтому к выбору нее склоняется большинство автолюбителей. Схема устройства естественной вентиляции предусматривает поступление и выведение потоков воздуха через приточные и вытяжные отверстия. Доступность ее реализации дополняется быстрыми и несложными расчетами.
Более эффективной, но достаточно сложной в реализации становится система принудительной вентиляции. Отдельное ее преимущество заключается в отсутствии необходимости производить расчет площади гаража, поскольку постоянный воздухообмен обеспечивается встроенными вентиляторами. Именно они отвечают за поступление и вытяжку воздуха в необходимом для гаража и погреба объеме. В остальном владельца гаража ожидают сложности с реализацией подобной системы: оборудование для нее стоит дорого, а без специальных знаний в строительстве и энергетике работы становятся практически невыполнимыми.
Достаточно известный способ вентилирования гаража – комбинированный. Он совмещает естественное поступление воздуха и с выводом отработанного посредством принудительной вентиляционной системой на основе установленного в воздуховод вентилятора. Устройство такой системы становится сложным по причине длительных расчетов, без которых невозможно совместить различные по своим особенностям системы вентилирования воздуха.
Таким образом, для среднеразмерного гаража подойдет создание естественной вентиляции по следующей схеме, где 1 — направление воздуха; 2 — вентиляционные отверстия; 3 — вентиляционный короб:
Расчет параметров гаражной вентиляции
Основным параметром воздухообмена выступает его кратность, то есть количество полных циклов изменения воздуха в гараже за час. Как правило, данное значение (n) составляет 6-10 м3/ч. Также важным параметром для дальнейших расчетов является внутренний объем гаража (Vг), который вычисляется посредством перемножения его внутренних размеров - длины, ширины и высоты.
Получив нужные параметры, остается рассчитать потребление воздуха в помещении за час по формуле: L=n*Vг. Другими словами, полученная величина будет показывать вмещаемый гаражом объем воздуха. Зная ее, можно правильно подобрать сечение воздуховодов вытяжки и приточки, для чего полученное значение L округляется в сторону увеличения (оно должно быть кратным 5). Для упрощения расчетов можно подобрать подходящее значение, руководствуясь следующей таблицей:
Как правило, скорость воздухообмена в естественной вентиляции среднеразмерного гаража составляет около 0,5-1 м/с, поэтому оптимальным выбором станут круглые воздуховоды, диметр которых должен составлять от 500 мм. Можно остановиться на профилированных компонентах, с внутренним сечением от 450 на 500 мм. Чтобы нормализовать воздушный приток, конструкцию в дальнейшем можно будет дополнить решетчатым воздухозаборником, установив его на высоте до 0,5 м от пола гаража.
Порядок обустройства вентиляции гаража своими руками
Перед началом работ нужно подготовить следующие инструменты и материалы:
- болгарка (для резки труб);
- герметик;
- перфоратор (для создания отверстий);
- пластиковые трубы;
- колпаки и защитные решетки.
Далее можно приступать к монтажу, следуя пошаговому руководству:
- Сначала необходимо проделать вентиляционные отверстия в стенах, рассчитав их диаметр. Если руководствоваться нормами, для среднестатистического гаража (6 на 3 метра) диаметр отверстий должен составлять не менее 27 см. Проделываются они посредством перфоратора на расстоянии 10-15 см от пола. В полученные отверстия монтируются воздуховоды из труб.
- На противоположной стене (на 10 см ниже потолка) выполняются отверстия для установки выводной трубы, которая будет выходить за крышу гаража. Чем она выше, тем эффективнее будет воздухообмен. Минимальная высота конструкции над крышей должна составлять 50 см.
- После установки труб в проемы необходимо герметиком заделать зазоры между ними и стеной. Выходные отверстия труб закрываются решетками, защищающими от проникновения в помещение мелких грызунов. Для предотвращения попадания осадков в трубу устанавливается защитный колпак.
Способы улучшения работы естественной вытяжки гаража
При организации естественной вентиляции своими руками можно добиться оптимального обновления атмосферы в гараже без помощи механических инструментов, например, путем нагрева вытяжной трубы и установки дефлектора. Прогреваемый воздух легче холодного, и, поднимаясь вверх, он будет быстрее выходить через вытяжной канал, заменяясь свежим наружным воздухом.
Для улучшения прогрева воздуха в неотапливаемом гараже достаточно покрасить вытяжной канал черной краской. Так стенки воздуховода будут поглощать больше солнечной энергии, нагревая воздух в канале и выталкивая его вверх. При планировании естественной вентиляции с дальнейшей покраской воздуховода пропадает необходимость в дополнительной теплоизоляции вентканала, поэтому столь простые и доступные меры также помогут снизить расходы на закупку и монтаж основных компонентов системы.
Холода, наступающие с осени, сами по себе не создают особых проблем для находящегося на хранении автомобиля, однако они способы серьезно нарушать работу всей приточно-вытяжной вентиляционной системы. Прогретый двигатель будет отдавать дополнительное тепло в течение часа после заезда автомобиля в гараж, но в дальнейшем в неотапливаемом гараже температура понизится практически до уличных значений, из-за чего перестанет действовать естественная вентиляция.
Для сохранения воздухообмена в помещении и предотвращения обледенения вытяжного канала, в котором будет неизбежно накапливаться конденсат, достаточно приобрести обычную 40-ваттную лампу накаливания. Ее следует установить под проемом вертикального вытяжного канала и оставить включенной. Лампа будет генерировать тепло, обеспечивая движение воздуха на скорости до 0,4 м/с. Дополнительно канал воздуховода необходимо укрыть теплоизоляционным материалом, убедившись, что в него не поступает влага. Недостатком подобного способа улучшения теплообмена становится повышение уровня пожароопасности в помещении, в связи с чем следует приобретать максимально надежные и безопасные лампы накаливания.