Собственно байпасом называется отрезок трубы, включенный в систему параллельно основной магистрали и обеспечивающий в случае необходимости ток теплоносителя в обход какого-либо участка контура. Монтируются такие узлы обычно при установке разного рода важных приборов отопительной системы.
Зачем нужен байпас
Чаще всего узлы этого типа используются в однотрубных системах отопления при врезке радиаторов. В таких схемах батареи подключаются к магистралям последовательно. Соответственно, в случае выхода из строя какого-либо из радиаторов вся система в целом прекращает свою работу.
Чтобы избежать подобных проблем, при монтаже однотрубных систем отопления и используются байпасы. При их наличии вышедший из строя радиатор можно в любой момент отключить, пустив воду по основному контуру в обход него.
Помимо этого, байпасы позволяют регулировать ток теплоносителя и через секции самого радиатора. А это в свою очередь дает возможность контроля нагрева батарей, а следовательно, и регулировки микроклимата в конкретном помещении дома.
Используются байпасы и в двухтрубных системах отопления. Но в таких схемах они обычно применяются только при установке циркуляционных насосов. В данном случае обходные узлы нужны в основном лишь для того, чтобы обеспечивать беспрепятственный слив теплоносителя при необходимости его замены.
Особенности конструкции
Разновидностей байпасных узлов, предназначенных для обеспечения обходного тока теплоносителя, может использоваться несколько. В системах отопления применяются обводные перемычки:
- нерегулируемые;
- регулируемые;
- с системой автоматики.
Нерегулируемый обходной узел представляют собой просто включенный в схему отрезок трубы. На регулируемых байпасах дополнительно устанавливаются краны. Именно такая конструкция узла и позволяет регулировать нагрев радиаторов.
При использовании байпасов третьей разновидности направление течения теплоносителя в системах отопления может изменяться автоматически при колебаниях давления в магистралях. Для этого в конструкцию обходного узла просто включается клапан.
Общие правила монтажа байпасов
Врезка узлов этого типа в систему отопления должна производиться, конечно же, с точным соблюдением всех положенных технологий. Монтируют байпасы с учетом следующих правил:
- использоваться под обходной узел должен отрезок трубы с диаметром на размер меньшим диаметра основной магистрали;
- в местах сварки в байпасе не должно быть перфораций;
- резьбовые соединения не должны прокручиваться;
- в многоквартирных домах установка крана на сам байпас запрещается.
В частных домах производить врезку запорно-контролирующей арматуры непосредственно в саму обводную перемычку разрешается. Однако в данном случае использовать рекомендуется все же не шаровые краны, а игольчатые. Арматура такой конструкции позволяют выполнять гораздо более точную настройку тока теплоносителя.
Особенности монтажа при установке батарей
Радиаторы в систему отопления могут врезаться как на вертикальных, так и на горизонтальных байпасах. В обоих этих случаях монтаж производится, конечно же, с соблюдением определенных правил.
При вертикальной врезке байпас следует стараться устанавливать как можно ближе к батарее и дальше от стояка. Никакой запорно-регулирующей арматуры на участке между вертикальной перемычкой и стояком быть не должно. Все необходимое оборудование в данном случае монтируется между обходным узлом и самим радиатором.
Чаще всего обвязка батарей на байпасах в вертикальной схеме производится в разрыв стояка. Но при необходимости можно устанавливать батарею и на отводах того же диаметра, что и сам стояк. При горизонтальных подключениях должны использоваться подводящие отрезки на один размер меньше самого байпаса.
Сборка обходного узла при установке радиатора
Собственно сам байпас при монтаже батарей может изготавливаться, к примеру, с использованием:
- отрезка полипропиленовой трубы;
- двух кранов и тройников;
- двух муфт;
- двух коротких труб-отводов.
Длину отрезка трубы для обходного узла, конечно же, следует подбирать с учетом расстояния между выходами подключаемого отопительного оборудования.
Производится сборка байпаса в следующем порядке:
- краны прикручиваются к муфтам;
- к муфтам с другой стороны посредством утюга привариваются отводы;
- к каждому отводу приваривается по тройнику;
- к горизонтальным выходам тройников приваривается основная труба байпаса.
Обходные узлы из труб другой разновидности собираются примерно по той же схеме с использованием резьбовых соединений и льняной нити или же сварки.
При врезке радиатора к крайним выходам тройников байпаса в последующем подключается отводящие и подводящие трубы стояка либо нижней магистрали. Батарея включается в систему через краны.
Правила установки при монтаже насоса
Циркуляционные насосы чаще всего врезаются в систему отопления именно на байпасах. Это обеспечивает возможность их быстрого ремонта и замены в последующем. В однотрубных же схемах использование байпаса при установке насоса делает возможным беспрепятственный естественный ток теплоносителя в случае отключения электроэнергии.
Монтируют байпас при установке насоса с соблюдением следующих правил:
- располагают обходной узел примерно в метре от котла;
- врезку производят в отводящую магистраль;
- при монтаже байпас выравнивают и центруют по трубе;
Включают насос в такую схему с учетом положения нанесенной на корпус стрелки, указывающей направление тока теплоносителя.
Монтаж насоса на байпасе
Для циркуляционного насоса обводной узел собирается примерно по той же технологии, что и для радиатора. Однако кранов в схему таких байпасов включается не два, а три. Также в этом случае дополнительно используется два угловых фитинга.
Сборка байпаса для насоса производится по такой схеме:
- к выходам насоса прикручиваются муфты;
- к одной из муфт присоединяется фильтр;
- на выход фильтра и противоположную муфту накручиваются угловые фитинги;
- к фитингам прикручиваются краны;
- к кранам присоединяются короткие отводки;
- к отводкам подключаются тройники.
В последующем между тройниками устанавливается основная часть байпаса, собранная из двух отрезков трубы и крана. Далее обводная перемычка с насосом врезается собственно на отводящую магистраль системы отопления рядом с котлом.
Использование в системах «теплый пол»
Таким образом, чаще всего байпасы в системах отопления используются при установке радиаторов и циркуляционных насосов. Но конечно же, это не единственный способ применения подобных устройств.
К примеру, байпасы часто используются при сборке современных систем «теплый пол». В данном случае они являются элементами узла регулировки температуры теплоносителя в трубопроводах.
Как известно, слишком горячей вода в системах «теплый пол» быть не должна. Иначе по полу в помещениях будет просто некомфортно ходить. Поэтому к горячему теплоносителю подачи в «теплых полах» обычно подмешивается остывшая вода из обратки. Отвечают за этот процесс в большинстве случаев специальные смесительные клапаны, монтируемые на подаче. К ним-то с одной стороны и подводится байпас от обратки.
Также обходные узлы в системах «теплый пол» обычно устанавливаются между входной и выходной частями коллектора. В этом случае основным их назначением является предотвращение гидроударов, возникающих из-за колебания давления при срабатывании автоматики контуров. Используются в гребенках обычно простейшие байпасы из тройников и отрезка трубы.