Релевантностью принято считать то, насколько найденные поисковой системой документы соответствуют тому запросу, который ввел пользователь. Говоря кратко – это определенная степень соответствия. Как это понимать? Например, предположим, вам нужно встретить гостей и приготовить что-то вкусненькое. Соответственно, в поисковике вы набираете необходимую вам фразу: «рецепты блюд». Поисковая система проводит мониторинг своей индексной базы и в ней находит несколько миллионов страниц.
На всех этих страницах словосочетание «рецепты блюд» встречается десятки миллионов раз. Причем, это и необходимые вам сайты с кулинарными рецептами, и, например, странички из виртуальных дневников. Так, какая-нибудь барышня, хозяйка дневника, могла просто написать: «Сегодня поняла, что умею готовить только яичницу. Надо бы поискать какие-нибудь интересные рецепты блюд». И вот такие, абсолютно ненужные вам записи, тоже отыщет поисковая система по заданному запросу.
Какую же из приведенных ссылок вы захотите увидеть первой? Разумеется, ссылку на сайт с рецептами! Именно это и называется релевантностью, или же – степенью соответствия результатов поиска запросу.
Как же поисковая система определяет эту самую релевантность, как находит именно те странички, которые хотел бы видеть пользователь в первую очередь? Основной, базовый принцип поиска у всех систем один: система проверяет, как часто заданное словосочетание будет встречаться на найденных страничках, проверяется также количество ссылок на эти страницы, оценивается, как давно был создан сайт и запись с искомой фразой. Кроме того, значение имеет шрифт данной фразы и расстояние между словами.