Предприятие как способ организации предпринимательской деятельности
Предпринимательской называется деятельность, которую хозяйствующие субъекты выполняют на свой риск при сохранении самостоятельности. Такая деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли от оказания услуг, реализации продукции, выполнения разных видов работ, а также от пользования имуществом. Субъектом предпринимательской деятельности может выступать лицо, которое зарегистрировано в этом качестве в соответствии с законом. Получаемый от предпринимательской деятельности доход получил название прибыли.
В России предприимчивых людей нередко именуют бизнесменами. Однако в отечественном законодательстве этот эпитет американского происхождения применения не нашел. Его заменой стал термин «предприниматель».
Если бизнес открывает физическое лицо, оно становится индивидуальным предпринимателем. Предприятием (фирмой, компанией) будет считаться юридическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность. В любом случае основой подобной деятельности становится предпринимательская способность человека, открывающего свой бизнес. Будучи самостоятельным участником рыночных отношений, предприятие выступает в хозяйственных взаимоотношениях от своего имени и несет имущественную ответственность по целому ряду обязательств.
Виды предприятий и признаки предпринимательской деятельности
Физические и юридические лица вправе заниматься различными видами предпринимательства. Предпринимательство может быть:
- коммерческим;
- производственным;
- инновационным;
- финансовым.
Нередко в печати можно встретить различные названия юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность: фирма, компания, предприятие, организация, корпорация и т.д. Необходимо помнить, что в самом общем смысле под предприятием понимается самостоятельный субъект хозяйственной деятельности, который производит продукцию, услуги, работы с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей общества.
Один из существенных признаков предприятия можно выразить понятием «имущественный комплекс». Так называют недвижимое и движимое имущество, которое в совокупности образует единое целое. Этот комплекс должен использоваться по конкретному технологическому или производственному назначению. Элементами имущественного комплекса могут стать участки земли, здания и сооружения, оборудование, воздушные, космические и морские суда. Отдельно в имущественном комплексе предприятия учитываются нематериальные активы, к которым можно отнести торговые марки, лицензии, авторские права и тому подобное.
В большинстве случаев предприятие оформляется как коммерческая организация, хотя в отдельных случаях предпринимательскую деятельность могут вести организации некоммерческие. Синонимом понятия «коммерческая организация» могут служить понятия «фирма», «компания», «корпорация». Отличия между ними определяются особенностями законодательства отдельных стран. В большинстве случаев называть фирмой филиал или дочернюю зависимую компанию будет неправильно. А фабрика вполне может называться компанией. Корпорация представляет собой объединение юридических или физических лиц, которое обычно имеет вид акционерного общества и управляется, как правило, советом директоров.
Роль предприятий в экономике
Предприятие в современной экономике становится главным потребителем ресурсов, приобретая сырье, материалы, узлы, детали, комплектующие изделий. Другая функция предприятия, определяющая его роль в экономике, состоит в том, что оно является поставщиком товаров, работ, услуг на том же самом рынке.
Главенствующая цель любого коммерческого предприятия состоит в извлечении прибыли. Для этого необходимо выявить общественную потребность, найти способ ее удовлетворить и предложить потребителям продукцию, способную выполнить эту задачу. Занимаясь производством и сбытом продукции, предприятиям приходится завоевывать и удерживать какую-то долю рынка, повышать рентабельность, оптимизировать затраты, заботиться о формировании своей деловой репутации. Западные модели ведения бизнеса предполагают наличие у предприятия особой миссии, в которой прописывается смысл создания и существования коммерческой организации. Философия предприятия обычно состоит в том, чтобы привнести в мир нечто, обладающее ценностью и безусловной полезностью.
Функциональные подсистемы предприятия
Создание продукции обеспечивает производственное подразделение компании. За реализацию готовой продукции на рынке отвечают сбытовые и маркетинговые структуры предприятия. В целом же предприятие промышленной направленности имеет в своем составе три основных подсистемы с самостоятельными функциями. К ним относятся:
- система снабжения;
- система производства;
- система сбыта.
Снабжение ответственно за приобретение ресурсов, в которых нуждается производство. Последнее, в свою очередь, вносит изменения в ресурсы, чтобы они превратились в готовую продукцию. Продвижением продукции на рынок и доставкой ее конечному потребителю занимается сбытовая структура.
Классификация и формы предприятий
Предприятия, действующие в рыночной экономике, различаются по своим размерам, по принадлежности к отрасли, по особенностям ведения дел, а также по организационно-правовой форме. В России классификация предприятий с точки зрения их организации закреплена в законе. Однако вполне возможны и иные формы классификации.
По целям деятельности все организации, имеющие право вести бизнес, делятся на:
- коммерческие;
- некоммерческие.
С точки зрения принадлежности к отрасли бывают предприятия трудоемких отраслей (например, в сфере услуг); предприятия капиталоемких отраслей (сюда включается машиностроение, добыча полезных ископаемых); предприятия наукоемких отраслей (к примеру, компании, занимающиеся информационными технологиями).
В зависимости от формы собственности различают предприятия:
- государственные;
- индивидуальные;
- частные;
- коллективные;
- совместные.
По масштабам деятельности предприятия традиционно подразделяются на мелкие, средние, крупные. Наибольшей устойчивостью и жизнеспособностью обладают крупные предприятия, способные контролировать значительную долю рынка. Особыми преимуществами на рынке пользуются транснациональные корпорации, многие из которых имеют филиалы в разных точках планеты. Мелкие предприятия отличаются большей гибкостью, их сравнительно легко основать или закрыть. Такие фирмы легче приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям экономической деятельности, они гораздо более подвижны с точки зрения управления.
Преимущество крупных предприятий состоит и в том, что они имеют возможность тратить средства на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, что позволяет получить особые конкурентные преимущества и выпускать продукцию лучшего качества. Однако эти достоинства значительных по масштабу предприятий имеют свои границы, при переходе через которые вполне могут быть нарушены единство производственной деятельности и система управления производством.
Особенности деятельности предприятий
На деятельность предприятий существенным образом влияют их юридический статус и форма собственности. В зависимости от этих характеристик выстраивается система стратегического менеджмента и механизмы принятия управленческих решений.
Производимая предприятием продукция во многом определяет его профиль и принадлежность к конкретной отрасли. Единую классификацию по какому-то признаку выстроить довольно сложно, поскольку экономика стран все время находится в процессе структурной перестройки. Время от времени меняются как названия отраслей, так и содержание их деятельности.
Каждое предприятие самостоятельно выстраивает хозяйственные связи, ориентируясь на особенности законодательства, протекание социальных процессов, факторы макро- и микроэкономики.
Значительная доля предприятий осуществляет посреднические функции. Задача таких посредников состоит в установлении контактов между производителями продукции и конечными потребителями. Грамотная посредническая деятельность позволяет снизить совокупные издержки, уменьшает затраты потребителей на поиск необходимых им товаров. Такое сотрудничество на основе оказания посреднических услуг выгодно всем сторонам хозяйственной деятельности.