Как часто случается, что выбранная книга не приносит ожидаемого удовлетворения? Бывает, встречаешь, кажется, гениальное творение, затесавшееся в плотные ряды литературных продуктов, выставленных на полках книжного магазина, которое захватывает внимание буквально после нескольких строк, стоит бегло пробежать по ним взглядом, и вот уже стоишь на кассе, с нетерпением дожидаясь мгновения, когда из открытой книги пахнет характерной свежестью печатного изделия. Но вот наступает долгожданный момент, распахивается дверь в очередное литературное измерение, и его границы оказываются не так бескрайними, краски не такими яркими, а строки, ведшие по извилистым тропам волшебного мира, обращаются кусачими змеями, расползающимися на глазах. После такого чувствуешь себя обманутым и еще долго не решаешься вновь погрузиться в прекрасный мир, зовущий со страниц очередного литературного творения.
К счастью, сложное устройство литературного сообщества позволяет отсеять большую часть некачественной продукции с полок книжных магазинов. Но, даже так, риск наткнуться на слабое, непродуманное произведение довольно высок. А между тем, избежать этой неприятности очень просто, нужно только знать несколько правил, которыми руководствуется сам автор при написании книги, разве что применять их следует с иной целью. Но поскольку не у каждого есть время разбираться во всех тонкостях литературного искусства, необходима поддержка, совет, ведь только так возможно сделать мир книг лучше, а кроме того, это единственный способ для читателя научиться ориентироваться в бесчисленных вселенных, томящихся за обложками книг.
Часто можно видеть, как кто-нибудь, спрятавшись от внешнего мира между рядов, уставленных произведениями молодых авторов и признанных классиков, пролистывает книгу, вдумчиво, но бегло изучая ее содержимое, перескакивая через целые главы, ища то самое, магическое, что должно взывать со страниц к его чувствам и рождать в сердце жажду приключений. И это первая ошибка. Самая очевидная причина не поступать таким образом состоит в том, что можно ненароком открыть важную сюжетную деталь, которая западет в память и в дальнейшем сильно испортит впечатление от чтения. Но как тогда понять, стоит ли тратить время на выбранную книгу? И ответ прост и логичен, но скрыт порой от ненасытного взгляда книголюба, проглатывающего одну историю за другой и вечно жаждущего новых приключений, манящих со страниц очередного бестселлера. Помимо краткой аннотации, расположенной обычно на обложке, которая призвана ввести читателя в курс дела, обрисовать, в какое путешествие собирается его отправить автор, многое о книге легко понять, как ни странно, по первым страницам, гораздо больше, чем можно себе представить.
В первую очередь, начало любого произведения можно считать приветствием, с которого и начинается знакомство читателя с автором и созданным им миром. Именно на этом, на самых первых строках нужно заострить внимание, чтобы выяснить, чего ждать от выбранного произведения. О человеке многое можно узнать только по тому, какое он производит впечатление при первом знакомстве. И с книгой все ровно так же. Если знакомство начинается медленно и неторопливо, постепенно затягивая, увлекая читателя, то, скорее всего повествование будет и дальше идти размеренным шагом, действие будет развиваться постепенно, и к концу произведения может настолько завоевать мысли читающего, что он с нетерпением, теряя сон, будет проглатывать каждое слово, желая только узнать, что же случится дальше. Если же с первых слов читателя словно бросают в портал, который уносит его за пределы видимой вселенной, в мир, который еще не успел перед ним раскрыться, если действие начинается так бурно, что не дает продохнуть, то разумно предполагать, что и дальше автор будет играть с чувствами гостя, утопающего в море слов на страницах его книги. От такого произведения стоит ждать ярких эмоций, готовиться к приключениям, к борьбе и великим подвигам, к встрече с героями и злодеями. А повествование будет идти скачками, то наращивая темпы, раскаляя атмосферу, а то, давая немного времени, чтобы перевести дыхание.
Бывают, конечно, и исключения, но, как известно, таковые лишь подтверждают правило. И не стоит забывать, что не менее важна подача, стиль и красота слога, которым автор приветствует читателя на первых страницах. Пожалуй, это стоит особого внимания. Ни для кого не секрет, что первые же строки должны увлекать, мало кому захочется продолжать общение после вульгарной шутки из уст незнакомца, которая может и рассмешить, и позволить расслабиться, но вряд ли подходит для знакомства. Смелые, неоднозначные приемы, скорее признак молодого, неопытного автора. Мастер не станет торопиться, а скорее заставит гостя думать, что он забрел в его мир по собственному желанию, а не следуя подсказкам, оставленным между строк, ведь дух приключений не рождается на пути по асфальтированному шоссе.
И, само собой, нужно обращать на язык особое внимание, ведь именно он служит проводником в бесконечных вселенных книжных миров. Бывает, что автор уже на первых страницах позволяет себе выражаться путано, витиевато, использует сложные смысловые конструкции, доказывая так читателю свою состоятельность. А бывает, открываешь книгу, читаешь первое слово и уже ловишь себя на том, что перелистываешь страницу, начиная интересоваться судьбой еще малознакомых персонажей. Кто бы что ни говорил, но разве гений литературы не сумеет подобрать таких слов, чтобы за их простотой невозможно было бы не разглядеть величественное сооружение, самостоятельный мир, который автор кропотливо создавал, над которым трудился, чтобы кто угодно мог погрузиться в него с головой, едва начав читать? Вероятнее, что овладевший прозой в совершенстве, не позволит ни на мгновение отвлечься от мыслей о книге, лишь только взгляд читателя зацепится за первую строку его творения.
Естественно, литература вещь неоднозначная. Но можно научиться распознавать грамотного автора уже на первых страницах его произведения. Все мы умеем более или менее понимать, чего ожидать от человека, когда видим его впервые, но не многие способны проделать этот трюк с книгой, а потому чаще сталкиваются с непримечательными произведениями, которые подчас могут отбить желание читать на долгий срок. А можно научиться выбирать книги так, что каждое приобретенное произведение будет приносить одно удовольствие, за самым редким исключением.
Как ни странно, но литературное богатство зависит почти целиком от читателя, именно поэтому важно, чтобы он умел найти и распознать хорошую книгу. И автор протягивает руку, чтобы представиться, когда первые слова проникают в умы книголюбов по всей планете. Следует уметь принять это рукопожатие и выслушать, ведь иначе автор никак не может познакомиться с читателем, ведь на первой странице всегда можно разглядеть смутный образ, который протягивает руку, скромно надеясь, что кто-нибудь ответит на его приветствие.