Из школьной программы известно, что местоимения бывают обобщенно-предметные, обобщенно-качественные и обобщенно-количественные, а также делятся на личные местоимения, возвратные и притяжательные. Но в художественной речи иногда одни местоимения употребляются взамен других. Так, в произведениях можно встретить употребление местоимения «мы» взамен авторского «я» («В доме смотрителя, о коем мы уже упомянули…»). Для придания речи торжественности в старинных текстах встречалась замена местоимений с «я» на «мы» (царские манифесты). Местоимение «мы» в некоторых случаях придает речи разговорный характер, при обращении ко второму лицу («Ну как мы себя чувствуем?»), иногда оно употребляется для придания речи иронического оттенка.
Местоимение «вы» может выражать форму вежливости при отнесении к одному лицу. Личные притяжательные местоимения в тексте практически всегда утрачивают свое значение принадлежности первому лицу, а приобретают новое, не связанное с понятием принадлежности («Не прошло и месяца, а мой Михаил был уже влюблен»).
Местоимение «такой», помимо своих основных функций, в художественной речи приобретает значение, указывающее на большую степень состояния или качества («Он такой несчастный»). Производная форма этого местоимения «таков» употребляется очень редко, и только в роли сказуемого («С ним была плутовка такова»).
Местоимение «сам» кроме того, что оно имеет значение «самостоятельно, без чьей-то помощи», может приобретать значение усиливающего слова («Вот он сам стоит с винтовкой»).
Местоимения «чей», «сколько» часто употребляется в книжном языке, в поэтической речи, придавая ей торжественность, пафосность, высокопарность («О ты, чьей памятью кровавой…»).
С точки зрения семантики, местоимения – это слова с меняющимся конкретным содержанием, зависящим от субъекта, контекста.