Рим от природы щедро наделен водой. Он основан на семи холмах, возвышающихся над сырой низиной. В нее стекали многочисленные ручьи, а из склонов били источники. Но эта вода была неприятной на вкус и почти непригодной для питья. Древний Рим прославился своими водопроводами-акведуками. Они поставляли свежую холодную воду из источников, расположенных иногда за десятки километров от города.
Каждая река или источник представлялись древним римлянам божеством или его обиталищем. Вода, доставляемая по акведукам, также была персонификацией этих божеств, каждый из которых имел свой культ. Воду из различных источников нельзя было смешивать в одной безликой водопроводной сети. Столь же кощунственным было бы препятствие свободному току воды, поэтому в Древнем Риме воду никогда не перекрывали. С приходом эпохи Ренессанса многочисленные фонтаны стали одним из главных украшений города.
В конце XVI века по заказу папы Сикста V была установлена группа сразу из четырех фонтанов. Фонтаны располагаются в нишах по углам домов, с четырех сторон окруживших перекресток. Фигуры, украшающие фонтаны представляют символические изображения рек Тибра и Арно, а также богинь Юноны и Дианы. Тибр символизирует Рим и изображается в виде бородатого мужчины с рогом изобилия. Рядом из зарослей выступает легендарная волчица. Арно символизирует еще один город Италии – Флоренцию, и также предстает в виде сильного мужчины с рогом изобилия и львом Марцокко – покровителем Флоренции. Юнона олицетворяет женскую силу, она изображена с гусем. По преданию гуси из храма именно этой богини спасли город от галлов. Поэтому Юнона здесь выступает как защитница Рима. Диана в римской мифологии – богиня растений и животных. Она также почиталась как охранительница дорог, поэтому ее изображения традиционно помещали на перекрестках. Фонтаны Арно, Тибра и Юноны спроектированы скульптором Доменико Фонтана, а фонтан Дианы создан художником и архитектором Пьетро да Кортона.
Фонтан Делла Баркачча установлен в 1629 году на площади Испании. Это творение Пьетро Бернини должно было увековечить память людей, пострадавших во время наводнения 1598 года. Фонтан представляет собой полузатопленную лодочку. Зеркало фонтана находится на одном уровне с площадью. Небольшой ток воды рождает ощущение меланхолическое и камерное.
Фонтан Четырех рек один из самых впечатляющих в Риме. Он сооружен в середине XVII века Джан-Лоренцо Бернини. В центре возвышается обелиск, украшенный бронзовой голубкой с оливковой ветвью в клюве. Голубка находилась на гербе рода Памфили, из которого происходил папа Иннокентий Х. Понтифик объявил конкурс на лучший фонтан с использованием обелиска. По преданию Бернини не был допущен к участию, но проект все равно представил. Увидев макет, папа отменил конкурс и поручил работу Бернини. В центре фонтана высится скала. Из ее пещер выходят дикие звери. Вокруг расположились мужские фигуры, представляющие четыре стороны света и четыре великих реки: Дунай – Европа, Ганг – Азия, Нил – Африка и Ла-Плата – Америка.
Фонтан Четырех рек находится в центре вытянутой площади Навона. Его фланкируют еще две композиции. С одной стороны – фонтан Мавра, укрощающего дельфина, он выполнен по замыслу Джан-Лоренцо Бернини. С другой – фонтан Нептуна, борющегося с осьминогом в окружении морских коней и купидонов работы Джакомо Делла Порта.
Вспоминая достопримечательности Рима, невозможно пройти мимо фонтана Треви. Примыкая к палаццо Поли, фонтан Треви превосходит своими размерами все другие многочисленные фонтаны Рима. Название, построенного в XVIII веке фонтана, происходит от названия площади, на которой этот ансамбль находится и означает «три дороги». Фонтан Треви сооружен на месте, где заканчивался акведук Aqua Virgo – Вода девы. Он был сооружен Марком Випсанием Агриппой в 19 году до н.э. По преданию расположение источника сподвижнику императора указала девушка. Эту сцену изображает один из рельефов палаццо Поли. На другом – Марк Випсаний Агриппа объясняет Октавиану Августу важность развития водопроводной сети Рима. Ниже в нишах – женские фигуры, олицетворяющие Здоровье и Изобилие. Автор фонтана Треви Николо Сальви в центре композиции разместил колоссальную фигуру Океана, выезжающего на громадной раковине-колеснице, запряженной морскими конями. В древнегреческой мифологии Океан это персонификация мировой реки, омывающей сушу и море. Величественный, он возвышается над чашей самого грандиозного фонтана Рима, представляющей целое море со скалами, раковинами и морскими жителями.