В период Республики история Рима это почти непрерывные войны. В это время римляне создавали прежде всего то, что было необходимо для жизни и обороны – стены, мосты, дороги и акведуки.
Строительство самой древней стены приписывается полулегендарному Сервию Тулию. Возведение стены было начато в VI веке до н.э. Размеры этой преграды впечатляют. Сложенная из квадр туфа, она достигала в длину 11 км, опоясывала город по периметру и имела в высоту 10, а в ширину 4 метра.
Римляне стали непревзойденными строителями мостов. От республиканского времени их сохранилось два – это мост Фабриция и мост Цестия. Многим инженерным и строительным навыкам римляне научились у своих предшественников на Апеннинском полуострове – этрусков, в том числе и возведению мостов. Но сооружения Древнего Рима более грандиозны.
Кроме мостов стратегическое значение имели дороги. Первую мощеную камнем дорогу на Апеннинском полуострове проложил цензор Аппий Клавдий. Строительство было начато в 312 году и это положило начало целой сети дорог. Они были вымощены камнем, по сторонам их обрамляли столбы с указанием расстояния. Дороги Рима пресекали болота, холмы и речные потоки. По состоянию на сегодняшний день можно судить о высокой степени мастерства строителей. Хорошо утрамбованную землю заливали бетоном, сверху клали каменные плиты. В центре дорожного покрытия было возвышение, чтобы стекала вода. В целом конструкция достигала в высоту 90 см, это больше чем у современных шоссе. Проложенная в IV веке до н.э., Via Appia пересекала половину современной Италии.
Древняя Греция подарила миру культуру высокого художественного достоинства. Цивилизация Древнего Рима – это результат деятельности практиков: политиков, военных, администраторов, торговцев, в этом отношении создание разветвленной сети дорог трудно переоценить. В то же время мнение о холодности и художественном бесплодии искусства Древнего Рима совершенно безосновательно.
Есть множество областей искусства, в которых древние римляне достигли гораздо больших успехов, нежели древние греки. Несмотря на схожесть культур, этим народам было свойственно совершенно различное мировосприятие. Греки видели мир сквозь дымку мифа, для римлян мифологическая основа искусства не характерна, они вдохновлялись реальностью. Этим определена принципиальная разница между искусством Древней Греции и искусством Древнего Рима. Для греков было свойственно обобщение, для римлян – разложение на детали и подробное изображение явлений.
В древнеримском искусстве большое распространение получил скульптурный рельеф, последовательно и точно рассказывающий о тех или иных событиях. Трудолюбие считалось в Древнем Риме одной из гражданских добродетелей и поэтому на надгробиях с документальной точностью воспроизводились сцены труда.
Зарождение исторического рельефа – неоспоримое достижение культуры Древнего Рима. Интересным примером сравнения мировосприятия древних греков и древних римлян является скульптурный декор алтаря цензора Домиция Агенобарба. На трех сторонах алтаря представлен рельеф, повествующий о свадьбе Нептуна и Амфитриты. Предполагается, что эта мифологическая композиция была позаимствована с рельефов греческого скульптора Скопаса. На четвертой стороне алтаря изображена сцена из римской жизни. Скульптор детально описывает все подробности церемонии, его образы достоверны, а событие правдиво. Вершины своего развития римский исторический рельеф достигает в убранстве колонны Траяна. Этот мемориальный и триумфальный памятник императору Рима опоясывает двухсотметровая лента рельефа. Она связно и скрупулезно показывает все подробности военного похода римлян во главе с Траяном.
Еще одна область, открытая римским искусством – скульптурный портрет. Именно в Древнем Риме впервые появилось столь реалистическое изображение конкретной личности. Возникновение римского скульптурного портрета было спровоцировано особенностями культа предков. Древние римляне считали, что умершие родственники становятся хранителями рода, поэтому их изображения хранили в доме и использовали в различных ритуалах. Нечто схожее можно найти в культуре этрусков. Этот загадочный народ помещал пепел умерших в специальные вазы. Крышки этих сосудов имели антропоморфную форму, со временем им стали придавать портретные черты. Необычайного мастерства в изображении прекрасного человеческого тела достигло искусство Древней Греции. Римский скульптурный портрет совмещает этрусскую и греческую традиции, но суть его уникальна. Только в древнеримском портретном искусстве проявлялось гражданское значение и индивидуальная неповторимость конкретной личности.
Foro romano – римский форум республиканского времени также уникальное явление. В Древней Греции его аналога нет. Культурный и религиозный центр древнегреческого города – акрополь. Он располагался на возвышении и был отделен от средоточия общенародной жизни, рынка-агоры. Римский форум в период республики это площадь, которая была средоточием и общественной, и народной жизни. Здесь располагались общественные здания, торговые ряды, мастерские и храмы.
Древнеримские храмы только на первый взгляд ничем не отличаются от греческих. При ближайшем рассмотрении раскрывается своеобразие их архитектурного облика. Греки предпочитали периптер – храм окруженный колоннами со всех сторон. Римляне отдавали преимущество псевдопериптеру. В таком храме колонны заднего и боковых фасадов не имеют обхода, а только выступают из стены. Войти в греческий храм можно с любой стороны. Римляне возводили свои культовые сооружения на более высоком постаменте, и ступени располагали только со стороны главного фасад. В этих особенностях римского храма проявляется влияние этрусской архитектуры.
Культуру Древнего Рима зачастую позиционируют как компиляцию этрусских и греческих достижений. Эта позиция ошибочна. Римляне многому научились у этрусков, но переосмыслили и усовершенствовали все их достижения. Речь идет не о превосходстве, а о новом витке развития цивилизации. В конце Республиканского периода этруски полностью растворились в римлянах. Параллели между культурами Древней Греции и Древнего Рима несомненны, так же как и определенные заимствования. Но разница в мировосприятии делает каждую из этих цивилизаций уникальной.
Римляне и греки по-разному понимали соотношение формы и пространства. Греческие сооружения – и храмы, и акрополи открыты окружающему пространству. Римляне напротив отдавали предпочтение замкнутым формам, пример тому римские храмы, со входом только с одной стороны. Римские городские площади, форумы Императорского времени, тоже замкнуты. В ансамблевом выражении архитектура Древнего Рима вообще достигла более впечатляющих успехов, нежели архитектура Древней Греции.
Творческому мышлению римлян было присуще развитое конструктивное начало. Им было суждено открыть новую страницу истории мировой архитектуры. Римляне изобрели бетон. Это позволило перекрывать большие пространства. На смену придуманной греками стоечно-балочной конструктивной системе пришла новая – монолитно-оболочечная. Между двумя кирпичными стенами засыпали битый щебень и заливали бетоном, затем облицовывали сооружение мрамором или другим материалом.
Именно благодаря появлению бетона был построен выдающийся памятник, равных которому немного в истории мировой архитектуры – амфитеатр Флавиев или Колизей. Его фасад решен в виде стоящих друг на друге четырех аркад общей выстой 57 метров. Чередующиеся арки отделены друг от друга полуколоннами. Это так называемая римская архитектурная ячейка, со временем она приобрела популярность в архитектуре самых разных стран. Одним из примеров римской архитектурной ячейки является триумфальная арка. В Древнем Риме их возводил народ и сенат в честь победителей. Триумфальные арки тоже получат широкое распространение.
В Древнем Риме, по обычаям предков, доблестью признавались не слова, а поступки. Поэтому римляне не теоретизировали, а собирали знания и использовали их на практике. И им не было равных в инженерном и строительном деле. Еще один уникальный памятник древнеримского искусства – Пантеон – храм всех богов. Красота этого архитектурного сооружения в сочетании четких объемов – цилиндра, полусферы и параллелепипеда. Это единственный античный храм, не разрушенный и не перестроенный в средневековье. Пантеон сочетает техническое мастерство с глубокой и сложной трактовкой архитектурного пространства. В его интерьер можно вписать шар того же диаметра, что и ротонда. Такие пропорции рождают ощущение особой гармонии. Диаметр купола 43,44 м, к его размерам строителям более поздних эпох удавалось только приблизиться, но превзойти эти размеры оказалось возможным только в начале ХХ века. В течение столетий Пантеон оставался примером выдающегося, почти неповторимого архитектурного решения.