Из школьной программы известно, что проверить безударную гласную можно путем подбора однокоренного слова с ударением на эту гласную. Эта работа по узнаванию места ударения, распознаванию безударной гласной, а также поиску близких по значению слов для осуществления проверки этих гласных помогает ученику усвоить представления о единообразном написании общей части родственных слов. Так дети учатся находить единую часть в гнезде однокоренных слов, обращая внимание на одинаковое написание гласных в корне слова, начинают осознанно понимать признаки родства и могут предупредить ложные аналогии, основанные в корне на звуковом сходстве, закрепляют навык понимания частей речи, обогащают свой словарный запас.
Изучая безударные гласные, школьники учатся навыку морфемного анализа, поиску опорных форм, осуществляемых при знакомстве с частями речи и составом слова. Здесь добавляется умение находить корень слова, проверочные слова путем подбора однокоренных слов и среди них выбирать слова с ударной гласной в корне.
При проверке безударной гласной у учеников углубляется представление о знакомых словах, их значении и составе. Достичь этого можно путем включения в лексикон детей слов с новыми суффиксами (вместо уже изученных суффиксов ов-, ев-, од-, появляются ость-, есть-, чив-). Их графический образ постепенно откладывается в памяти учащегося и в последующем может послужить как дополнительный признак для понимания частей речи и лучшего усвоения правописания безударных гласных. Так ученики лучше могут находить в новых словах знакомый им корень и, таким образом, смогут запомнить способы изменения морфемного строения слова.
Уроки русского языка в целом помогают осуществлять интеллектуальное развитие детей, повышать их внимание и выводить школьников на новый уровень мышления.