Открытые направления тем сочинений в 2017-2018 году

Выпускное сочинение в России в этом году будут писать в четвертый раз, и «правила игры» уже можно назвать устоявшимися. Как и в прошлом году, все тематические направления будут основываться на сочетании двух полярных понятий, «столкновение» которых может стать поводом для серьезных размышлений — и привлечения самого разнообразного литературного материала (напомним, что сочинение носит метапредметный характер, но приведение примеров из литературных произведений является обязательным условием).

Тематические направления на 2017-2018 год, утвержденные специальным советом, 1 сентября были озвучены в телеэфире и опубликованы на официальном сайте ФИПИ. Список по традиции включает пять пунктов:

  • «Верность и измена»;
  • «Равнодушие и отзывчивость»;
  • «Цели и средства»;
  • «Смелость и трусость»;
  • «Человек и общество».

В рамках каждого направления возможны самые различные варианты трактовки темы — и спектр примеров из литературы чрезвычайно широк.

  1. «Верность и измена». Эту тему можно трактовать очень широко — начиная от любви и брака и заканчивая верностью родине или собственным идеалам. Этика, психология и философия этих проявлений волнует многих —  и привлекает литераторов всех времен и народов. «Гроза» Островского, «Тихий Дон» Шолохова, «Тарас Бульба» Гоголя, «Анна Каренина» Толстого, «Капитанская дочка» Пушкина… Даже если ограничиваться только русской классической литературой (что не является обязательным), выбор примеров, которые могут лечь в основу работы, очень широк.
  2. «Равнодушие и отзывчивость». Эгоисты и альтруисты, демонстрирующие в отношении к окружающим «лед и пламень» души, встречаются на страницах книг достаточно часто, и осмысление их мотивов и поступков — богатая почва для размышлений. Героями сочинений на эту тему могут стать и «лишние люди» — такие, как Печорин или Онегин, и персонажи с горячими сердцами — например, Данко или Дон Кихот.
  3. «Цели и средства». Цель может быть и благой, но все ли средства хороши для ее достижения? И допустимо ли в таком случае переступать морально-этические границы, и где находятся эти самые границы? Во многих произведениях отечественной и мировой литературы герои, реализуя свои жизненные устремления, оказываются перед сложным выбором и выбирают порой неподходящие средства. И часто в рамках одного и того же произведения мы можем встретить людей с разными стратегиями выбора. Например, Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского для того, чтобы уберечь сестру от брака по расчету, убивает двух человек, а Сонечка Мармеладова для спасения своей семьи жертвует своей чистотой. В части подбора материала это тематическое направление во многом пересекается с двумя предыдущими: измена становится способом достижения успеха или счастья в любви (как, например, у Андрия в «Тарасе Бульбе»), а равнодушие ведет к тому, что человек «разбрасывается» чужими судьбами для удовлетворения собственных прихотей.
  4. «Смелость и трусость». Эти противоположные стороны человеческой натуры часто описываются на страницах литературных произведений. Это и Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите», не послушавшийся голоса собственной совести и обвиненный Га-Ноцри в трусости; и Онегин, убивший на дуэли друга из опасения быть не понятым светом; и корнет Жерков в «Войне и мире», из-за трусости в Шенграбенском сражении гибнет множество людей. Часто в литературных произведениях смельчаки и люди, слабые духом, противопоставлены друг другу — так, как Гринев и Швабрин в «Капитанской дочке».
  5. «Человек и общество».  Их взаимодействие — еще один крайне популярный в литературе вопрос. Личность и социум, влияя друг на друга, могут находиться в самых разных взаимоотношениях: от полной гармонии до острого конфликта. Эти взаимодействия и их последствия в той или иной форме затрагивали практически все писатели. В лирике Лермонтова герой-романтик страдает от одиночества среди бездушия и несправедливости; у Достоевского «бедный человек» оказывается раздавленным обществом; у Грибоедова Чацкий и Фамусов оказываются антиподами— один резко отрицает «законы света», другой — растворяется в них.

Какими будут формулировки тем итогового сочинения

Формулировки тем сочинения держатся в секрете, и станут известны только за четверть часа до начала испытаний. Чтобы избежать «утечки информации», для каждого часового пояса России будет подготовлен особый комплект заданий. В каждом из них будут представлены все пять направлений, однако формулировки будут более узкими.

Конечная тема сочинения всегда формулируется в форме вопроса «на размышление», посвященного одному из аспектов проблемы, иногда участников просят выразить свое согласие или несогласие с каким-либо афоризмом на заданную тему. Например, в прошлом году в рамках противопоставления дружбы и вражды подросткам предлагалось подумать над такими вопросами:

  • может ли дружба стать причиной разочарования,
  • всегда ли противоречия между людьми приводят к вражде,
  • почему возникает вражда,
  • всегда ли в возникновении вражды между людьми виноваты они оба;
  • препятствуют ли дружбе различия характеров или несходство взглядов.

В любом случае требований раскрыть тему на примере творчества какого-либо конкретного писателя в формулировке не содержится. Авторы сочинения могут использовать для подтверждения своей точки зрения примеры из произведений по собственному выбору, при этом ограничиваться только отечественной классикой совершенно необязательно — можно обращаться и к зарубежной литературе, и к творчеству современных писателей, и к детским книгам. «Голодные игры» Сьюзен Коллинз или популярнейшая эпопея о Гарри Поттере — все это может фигурировать в сочинении, при условии, конечно, что речь пойдет все-таки о литературном первоисточнике, а не об экранизациях.

Исчерпывающего списка «правильных ответов» также не существует. Главная задача сочинения — проверить умение выпускников рассуждать, формулировать собственную точку зрения. А возможность широкого выбора литературных произведений для подкрепления собственного мнения является обязательным условием для любой темы, включенной в список.


Критерии оценки итогового сочинения

Система проверки сочинения — очень мягкая. Итоговой оценкой становится «зачет» или «незачет», при этом школьники, которым в декабре не удалось написать сочинение с первого раза, будут иметь возможность переписать его в феврале или мае. То же самое касается тех, кто не смог написать работу по уважительной причине.

Работа оценивается по пяти критериям:

  • соответствие заданной теме,
  • аргументация и привлечение литературного материала (должны быть отсылки хотя бы к одному произведению);
  • композиция (наличие введения, заключения и основной части);
  • качество речи (умение внятно и ясно выражать свои мысли в письменном виде);
  • грамотность (орфография, пунктуация, грамматика).

При этом критерии оценки очень мягкие — так, например, по последним двум критериям «незачет» выставляется только в том случае, если количество ошибок столь велико, что это мешает пониманию текста.

Первые два критерия считаются основными — если работа написана не по теме или в ней не упоминается ни одно из литературных произведений, сочинение дальше не проверяется. Кроме того, для того, чтобы работа была «зачтена», необходимо, чтобы ее объем составлял не менее 250 слов (рекомендуемый объем — от 350), а текст был написан самостоятельно. Если участника «поймали» на плагиате (даже в ситуации, когда он не списывал с бумаги или экрана электронного устройства, а воспроизводил по памяти заученное близко к тексту сочинение из сборника) — такая работа не будет оцениваться. Цитировать тексты по памяти с указанием источника, разумеется, разрешается — однако совокупный объем цитат не должен превышать объемы текста, написанного самостоятельно.

Школьники, получившие «зачет» по итоговому сочинению, допускаются к сдаче ЕГЭ. На результаты ЕГЭ по русскому или литературе сочинение не влияет — однако при поступлении в некоторые вузы (как правило, гуманитарной направленности) за хорошо написанное сочинение можно получить дополнительные баллы. В таких случаях работа повторно проверяется экспертами, назначенными вузом.

Даты итогового сочинения в 2017-2018 учебном году

Подавляющее большинство выпускников будут писать итоговое сочинение 6 декабря 2017 года. Те, кто не справился с задачей с первого раза или проболел основную дату, смогут наверстать упущенное 7 февраля — в день, предназначенный для пересдачи. Последняя, третья попытка назначена на 16 мая.

В последние две даты сочинение могут писать не только школьники, но и выпускники прошлых лет. Для тех, кто уже имеет аттестат о полном среднем образовании, сочинение не является обязательным условием допуска к ЕГЭ — как правило, его пишут лишь те, кто рассчитывает на дополнительные баллы при поступлении.

По всей территории России установлено единое время для начала испытания — 10.00 по местному времени. На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут — этого времени более чем достаточно для того, чтобы написать текст нужного объема. В конечном счете многие участники сдают работу досрочно.