Заемщик должен учесть некоторые особенности, тогда вернуть страховку после выплаты кредита получится в кратчайшие сроки.


Обязательно ли оформлять полис


Если заемщик обратился в банк для получения потребительского займа, ему не должны навязывать полис. Он должен заранее подумать о том, нужна ли ему страховка, либо он может обойтись без нее.


Когда речь идет о том, чтобы оформить ипотеку, нужно учитывать положения законодательства. В ст. 31 № 102-ФЗ «Об ипотеке» сказано о том, что имущество, находящееся в залоге, должно быть застрахован в обязательном порядке. Если имущество будет повреждено или уничтожено, страховщик возьмет на себя обязательства клиента, перечислит деньги банку.


Оформление страховки выгодно заемщику, ведь полис защищает и его интересы. Заемщику необходимо внимательно прочитать договор. В нем должна быть указана информация о том, может ли быть осуществлен возврат части суммы, внесенной за полис, если кредит будет погашен раньше установленного срока.


Как вернуть переплаченную сумму


Досрочно исполнив свои обязательства перед организацией, клиент может потребовать от нее перерасчета:


1.     Сделать перерасчет, вернуть переплаченные средства. Это возможно, если оплата за страховой полис была внесена полностью одним платежом. Обычно такая ситуация возникает, когда гражданин обращается в банк, а потом одновременно подписывает договор на кредит и на страховку. При этом страховая сумма вычитается из денег, которые банк дает заемщику в качестве кредита.


2.     Если страховка оплачивалась аннуитетными платежами, либо платежами дифференцированными, то выполняется перерасчет и прекращение договора.


Клиент банка, который полностью выполнил свои обязательства, может вернуть переплаченную сумму. Он должен поступить следующим образом:


1.     Внимательно изучить документы. Нужно уточнить условия страхования, а потом подумать над тем, как вернуть страховку после выплаты кредита. Если в договоре не сказано о такой возможности, это не говорит о том, что права заемщика могут быть ограничены. В этом случае следует руководствоваться положениями законодательства.


2.     Если возможность возврата суммы запрещена договором, будет сложнее получить деньги. Все дело в том, что клиент банка добровольно поставил подпись. Это значит, что он согласился на все условия и последствия, связанные с этим решением. Поэтому организация не будет возвращать переплаченные средства в добровольном порядке, гражданину придется обращаться в суд.


3.     Необходимо сделать расчет страховки, узнав сумму, подлежащую возмещению. На самом деле делать расчеты не обязательно, но это будет весомым аргументом в беседе с представителем страховой компании или банка.


4.     Нужно написать заявление. Этот документ следует направить выгодоприобретателю. Им является та организация, которая получала деньги от клиента. В заявлении следует изложить требование о проведении перерасчета страховки, также следует просить возврата излишне уплаченных средств.


Если организация не отреагирует на обращение, стоит идти в суд.


Срок возврата страховки


Если заемщик оформлял потребительский кредит, выплатил его, а теперь желает вернуть переплаченные деньги за страховку, ему понадобится пакет документов. В него стоит включить копию паспорта и страховой полис. Кроме того, понадобится копия кредитного договора, заключенного ранее. Также нужно предоставить чеки, подтверждающие оплату кредита.


Заемщик должен предоставить пакет документов в то банковское отделение, где он оформлял кредит. Ответ должен поступить в течение 10 дней. 


Как правильно составить заявление


Бланк нужно взять у менеджера организации. Заявление необходимо составить в 2 экземплярах, написав его на имя руководителя отделения. На одном бланке сотрудник организации, которому будет передан документ, должен поставить отметку о его принятии. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано. Бланк с отметкой заявитель оставит себе, а второй будет передан в организацию.


Стоит сразу заказать выписку по лицевому счету, не дожидаясь, когда организация ответит на претензию. Из нее станет понятно, какие суммы клиент внес за страховку.


Если банк находится далеко, то обратиться в организацию можно, отправив заявление почтой. Лучше всего сделать это заказным письмом с уведомлением, сделав опись вложений. В заявлении следует указать срок ожидания ответа. Ответ должен поступить в письменной форме.


Как банки и страховые компании могут препятствовать выплатам и как с этим бороться


Страховые компании и банки не всегда отвечают клиентам. Кроме того, могут возникнуть сложности при подаче заявления в организацию. Если представитель страховой компании не желает принимать заявление, следует обратиться в Роспотребнадзор. Специалисты не только проконсультируют по многим вопросам, но и помогут отстоять интересы в суде.


Поскольку многие учреждения навязывают страховые продукты клиентам, суды часто решают вопросы в пользу заявителя. Чтобы не было неприятных ситуаций, лучше заранее внимательно ознакомиться с документами на кредит. Нужно быть внимательным, подписывая договор в банке. Лучше сразу уточнить моменты, вызывающие сомнения.


Деятельность страховых и кредитно-финансовых организаций находится под контролем Роспотребнадзора. Для обращения в службу нужно написать заявление, приложить ответ банка (если он есть). Также нужно предоставить почтовое уведомление, оно подтвердит то, что заявление клиента было получено адресатом. Требуется опись документов, которые были вложены в письмо.


Не всегда клиенту приходит ответ от банка или страховой компании. Если прошло 10 дней, с заявителем по его обращению никто не связался, можно обращаться в суд. Подать иск можно, минуя Роспотребнадзор. Но нужно быть готовым к тому, что разбирательства будут длительными. Если сумма иска до 50 тыс. рублей, то дело будет рассматривать мировой судья.


Заключение


Вернуть страховку после выплаты кредита можно. Для этого нужно написать заявление в 2 экземплярах, а потом отправить его в банк или кредитную организацию. Это можно сделать, принеся документы лично, либо отправить письмо с уведомлением и описью по почте.