Существует ряд тактик и стратегий оказания манипуляционных действий, которые наиболее часто используются в СМИ:
- Нагнетание эмоций. Пожалуй, каждый потребитель информации хотя бы раз в своей жизни улавливал этот прием. Достаточно часто, особенно на телевидении, ведущие начинают разводить панику и нагонять страх на общество без видимых причин. Приэтом изменяется их тон речи, становясь более резким и скачкообразным. Формируется чувство, будто бы авторы той или иной передачи выдают банальные вещи как великое откровение, тем самым запугивая своим манипуляционным воздействием телезрителей.
- Ссылки на неопределенные источники. Возможно, вы замечали, что иногда ведущие пытаются оказать влияние на наше сознание с помощью отсылок к чьим-то мнением. Но если вы слышите слова и обороты типа "по мнению большинства", "кое-кто сказал", "некоторые считают", то знайте, такие источники информации ни в коем случае нельзя считать авторитетными. И, скорее всего, авторы передачи просто сами выдумывают нужные им данные.
- Фабрикация фактов. Этот вид манипуляции используют самые бесстрашные ведущие, которые заранее продумают несуществующие факты, похожие на реальные, а затем внедряют их в наше сознанию. И мы, в свою очередь, принимаем их за истину.
- Использование повторений. На телевидении и радио очень часто используют тактику повторения какой-либо информации. Например, в одной из российских документальных передач часто повторяют словосочетание "Нас всех обманывают маркетологи". После его произношения обычно приводятся неубедительными факты, доказывающие существование этого обмана. Такие повторы достаточно эффективно воздействуют на наше подсознание и формируют психические установки, личное мировоззрение.
- Агрессия. Эта стратегия особенно востребована на различных политических шоу, когда ведущих с помощью особых речевых оборотов, а также средств художественного выражения агрессивно высказывается по поводу какой-либо проблемы. Мы подхватываем его настроение и безсознательно начинаем соглашаться с ним.
Существуют и многие другие приемы манипулирования, однако перечисленные выше наиболее востребованы в современных СМИ. И для того, чтобы избежать речевого воздействия, нужно владеть информацией о манипуляциях и знать, что они по-прежнему используются во всех средствах массовой информации. Необходимо понимать, что каждый факт должен иметь свои доказательства, каждое мнение - глубокий анализ ситуации. Если всего этого нет, то, пожалуй, не стоит доверять непроверенным данным. В таком случаи нужно приложить все усилия, чтобы самому проверить их авторитетность.