Прежде всего, житейская психология более конкретна. Житейские знания привязаны к определенной ситуации или определенному человеку. Применить полученные знания к другой личности можно далеко не всегда. Именно поэтому в повседневной жизни мы совершаем просчеты, ошибаемся в людях или неправильно предсказываем исход ситуации. Психология как наука, напротив, старается свои знания отделять от ситуации, она стремится к обобщению, чтобы её теории могли охватывать большие просторы.


Человек добывает знания о других людях интуитивно. Не часто же мы берем с собой блокнот, записывая каждый шаг своего собеседника, чтобы понять его,  да и не часто вообще ставим перед собой такую цель, а просто общаемся. Ученый, напротив, добывает свои знания по определенному плану. Его методы всегда продуманны и максимально рациональны.


Но житейские знания о других людях мы получаем не только самостоятельно, непосредственно общаясь с людьми. В этом нам помогают и  сказки, басни, поговорки и пословицы, которые веками накапливали человеческий опыт, видоизменяясь вместе с ним. Наука для передачи информации пользуется учебниками, документальными фильмами.


Как уже было сказано, житейские знания проверяются личным опытом. Это значит, что сложно понять правильность своих выводов, не допустив ошибку. В научной психологии методом проверки знаний является научный эксперимент. Полученный в ходе него материал осмысливается, проверяется, систематизируется и накапливается в рамках определенной ветви психологии.


Научная психология не появилась бы и не могла бы существовать без житейской психологии, но только её знаний определённо не достаточно, чтобы понять всю сущность психологии человека.