Одежда богатых.
Одежда аристократии и богатых купцов отличалась большей искусностью и менялась в зависимости от требований моды. Ближе к концу Средних веков мужчины, принадлежавшие к богатым сословиям, щеголяли в чулках и жакетах, зачастую со складчатой или собранной в виде юбки нижней частью, или же туниках и сюрко. Женщины носили ниспадающие плащи и изысканные головные уборы, разнообразие которые простиралось от чепцов в виде сердец или бабочек до высоких пирамидальных колпаков и итальянских тюрбанов.
Большинство представителей духовенства носили длинные шерстяные рясы в подражание римской одежде. Каждый орден можно было распознать по цвету рясы: бенедиктинцы носили черный цвет, цистерцианцы –неокрашенную шерсть или белый цвет. Святой Бенедикт определил, что одеяние монаха должно быть простым, но удобным, так что им было позволено носить льняные шапочки, чтобы голова была в тепле. Монахини из францисканского ордена клариссинок были вынуждены написать Папе прошение о разрешении им носить шерстяные носки.
Одежда крестьян
Крестьяне-мужчины носили чулки или туники, в то время как женская одежда Butik.ru - это преимущественно длинные плащи с туниками без рукавов , головные уборы-мантильи. Зимой они укрывались от холода и дождя под плащами из овечьих шкур.
Кожаные ботинки покрывались деревянными накладками, чтобы ноги оставались сухими. Верхнюю одежду почти никогда не чистили, но нижнее белье регулярно стирали. Запах паленого дерева, который пропитывал одежду, играл роль дезодоранта. Крестьянки пряли нитки из шерсти, чтобы затем изготовить ткань для такого одеяния.
Меха и драгоценности.
Мех всегда использовался для отделки одеяния богачей. Драгоценности употреблялись в чрезмерном количестве, их часто привозили из других стран и использовали в качестве залога при займе денег. Обработка драгоценных камней была изобретена только в пятнадцатом веке, так что многие драгоценности выглядели не слишком ярко.
Начиная с двенадцатого столетия, наиболее популярным предметом украшений были броши в виде кольца. Настоятельница монастыря из «Кентерберийских рассказов» Чосера носила брошь с надписью “Amor vincit omnia” («Любовь побеждает все»), хотя подобный девиз не особенно подходит монахине. Бриллианты стали популярны в Европе в четырнадцатом веке. К середине четырнадцатого столетия были приняты законы, которые устанавливали, кому какие драгоценности можно носить, а рыцарям запрещалось одевать кольца. Иногда одежду украшали серебром, но только богатые люди могли носить такие вещи.
Шерстяная ткань и сырье для нее.
Представители общественности часто задают такой вопрос: «У них ведь не могло быть такой красивой и мягкой одежды, не так ли?»
Важнее всего помнить, что восстановить текстильные изделия, найденные во время раскопок, удается довольно редко, и еще реже подобные изделия сохраняются в больших количествах. Это происходит из-за того, что для сохранения текстиля необходимы анаэробные условия, то есть, затопленное помещение без кислорода. Как известно некоторым из вас, в Британии очень мало мест с подобными условиями, но «призраки» ткани иногда сохраняются в продуктах коррозии металлических предметов, в частности, на драгоценных украшениях. Данные, которые сберегаются в этих продуктах коррозии, обычно очень скудны, но, тем не менее, можно использовать для идентификации типа плетения и толщины нитей, хотя зачастую это связано с трудностями. Обычно очень изящная ткань попадается в могилах, а более грубое полотно обнаруживается на раскопках поселений. Это не означает, что в повседневной жизни люди ходили в грубой одежде, а в изделиях из мягкой ткани их только хоронили.
Из этого можно предположить, что более качественные ткани, которые находят в могилах, использовались для пошива одежды, а грубое полотно служило для хозяйственных и промышленных целей. В таких городах, как Йорк или Дублин, эти грубые ткани также включали в себя обычную и просмоленную парусину. Периодически, тонкая ткань находится также на раскопках поселений. Например, в Хедеби, что в Шлесвиг-Хольштайне, где ткань из одежды, которая отживала свой век и больше не поддавалась починке, использовалась для того, чтобы конопатить лодки.
Естественно, качество носимой одежды было хуже у каждого более низкого сословия, однако даже рабы не носили очень жесткую мешковину, как думали раньше, а многие полагают и сейчас. Вероятно, рабы донашивали обноски своих хозяев, которые могли быть довольно хорошими, хотя и с множеством заплат и прохудившихся мест. Тем не менее, это не означает, что рабы расхаживали в очень нарядной, но заплатанной одежде. Им доставалось исподнее белье, нижние туники, домашняя одежда, рабочие робы и так далее, которые они носили в качестве верхней одежды. Если аристократы все же отдавали кому-то свои более украшенные одеяния, то обычно они доставались представителям более низкого сословия или их детям. Однако подобная передача по наследству богатой одежды вряд ли часто имела место. Существовала традиция дарить наиболее яркие одеяния церкви, где их делали еще красивее для епископов и других церковных чинов.
Из найденных на раскопках в Йорке и других местах Европы, особенно, в Скандинавии, образцов была восстановлена очень хорошая ткань, количество нитей на квадратный сантиметр в которой обычно колебалось в пределах от 14х11 до 24х12 (первое число означает основу, то есть, свисающие вниз нити, а второе – уток, то есть, нити, переплетающие основу). Однако на раскопках все же чаще находят ткань среднего качества. Как правило, количество нитей на квадратный сантиметр в них составляет от 10х7 до 15х9. Хотя даже эти образцы можно вполне назвать хорошей тканью, которая гораздо превосходит некоторые материалы, одежду из которых нам предлагают носить сегодня в обществе.
Находки из Йорка и саксонского Лондона доказали, что основная часть использовавшейся шерсти была с ворсом средней длины. Это означает, что длина отдельных волокон была достаточной для изготовления очень качественной пряжи. Следовательно, это позволяло получать очень изысканную ткань. Возможно, она не была исключительно красивой и, возможно, даже имела свои недоработки, однако на ощупь была гладкой. Также кажется вероятным, что в места, заселенных скандинавами, люди носили более ворсистую шерсть, чем в поселениях англосаксов, так что, возможно, в этом мы видим раннее разделение на север и юг.
Эти образцы ворсистой шерсти, найденные на скандинавских раскопках, кажутся соответствующими современным горным породам овец. Возможно, здесь мы видим предков эти овец, которых в Британию пригнали скандинавские поселенцы. К сожалению, мы не знаем, какая порода овец изначально разводилась на англосаксонских землях Англии в тот период, но можем предположить, что она в достаточной мере походила на породы, которые живут здесь сегодня. Из всех этих видов шерсти получалась вполне качественная ткань, а если шерсть предварительно валяли, то ткань получалась еще глаже и мягче.
В Британии были обнаружены валяльные мастерские периода викингов, особенно в Фэр-Айл на севере Шотландии, так что весьма вероятно, что викинги и англосаксы производили прекрасную ткань из валяной шерсти. Понятно, что они могли ввозить даже более качественную ткань и шелк из Средиземноморья и даже более далеких стран, но зачастую непросто отличить эти ввезенные ткани от местных образцов в данных археологических памятниках прошлого. На севере Шотландии, на Оркнейских и Шетландских островах существует предание, гласящее, что раньше пряли распространенную на заболоченных территориях и нагорьях траву пушицу и делали из нее прекрасную ткань, но мы не можем точно сказать, правда это или просто миф, потому что волокна, подобные хлопку или льну, сохраняются в археологических памятниках еще реже, чем шерсть.